МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. ЛОМОНОСОВА ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ Кафедра новых медиа и теории коммуникации СТАРООБРЯДЧЕСТВО И НОВЫЕ МЕДИА Выполнила студентка V КУРСА Д/О 518 ГРУППЫ Дорожкова Полина Никто ко мне не приходил, токмо мыши, и тараканы, и сверчки кричат, и блох довольно. ("Житие протопопа Аввакума, им самим написанное») Это небольшое исследование посвящено исключительно виртуальной жизни старообрядцев – теме мало изученной и не особо привлекательной для широкого круга. Справедливо будет отметить, что в ее формулировке заложен определенный парадокс – подчеркнутая самодостаточность и изолированность старообрядческой общины на первый взгляд не подразумевает какой-либо активности ее членов в интернете и, скорее наоборот, даже исключает ее. Однако это поспешное умозаключение не подтверждается на практике, обнаруживая адекватное и даже прогрессивное отношение к новым медиа. Но прежде чем приступить к анализу, мне кажется правильным разобраться с терминами и дать небольшую историческую справку. Старообрядчество - оно же староверие и древлеправославие - канонически и юридически независимое религиозное течение, возникшее в 17 веке в результате церковных реформ патриарха Никона. Две главные аббревиатуры на этот сезон – РПСЦ (Русская Православная старообрядческая церковь) и РПЦ (Русская Православная Церковь, они же "новоцерковники","никониане" и "обновленцы" в старообрядческой терминологии), два исторически противопоставляемых друг другу течения. В рамках этой работы знакомство с теологическими тонкостями не играет большой роли, но при этом настоятельно рекомендуется не упускать из вида многовековой конфликт двух течений и строгую убежденность представителей каждого из них в своей неоспоримой правоте. Форумы старообрядческого интернета На сайте РПСЦ (www.rpsc.ru) есть раздел «Документы» с Постановлениями Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви, начиная с оцифрованных дореволюционных до самого последнего документа, датируемого 2014 годом. На Соборе 2008 года, где священниками, мирянами и монахами обсуждался вопрос о поведении в интернете, были приняты следующие положения: 2. Об отношении Церкви к пользованию сетью Интернет 2.2. Христианам при пользовании сетью Интернет быть духовно бдительными.1 5. О персональной ответственности за публикации в интернете и СМИ 5.1. Всем православным христианам, верным чадам нашей Церкви, при выступлениях в Интернете и иных СМИ по церковным вопросам запрещается пользоваться псевдонимами («никами»). При выступлениях в Интернете и иных СМИ по церковным вопросам православные христиане должны полностью указывать свое духовное звание, имя и фамилию. 5.2. Лиц, виновных в публичном распространении через Интернет и иные СМИ необоснованных обвинений на первосвятителя, подвергнуть каноническим прещениям. Предоставить право архиерейскому суду определить величину прещений. 5.3. Признать недопустимым для христиан разглашение персональных обвинений в адрес священноначалия церкви в электронных и иных СМИ. 2 Это постановление совпадает с перидом, на который приходится пик активности старообрядческих – или околостарообрядческих3 - форумов, которые сейчас потеряли прежнюю интенсивность (благодаря открытой статистике можно легко вычислить, что актив составляют около 20 человек). Самым авторитетным, адекватным и активным считается форум «Древлеправославие», с логически выверенной структурой и темами, которые могут быть интересны не только старообрядцам (рубрики «Частые 1 http://rpsc.ru/docs/postanovleniya-coborov/postanovleniya-osvyashchennogo-soborarpsc-2013/ 2 http://rpsc.ru/docs/postanovleniya-coborov/postanovleniya-osvyaschennogo-soborarusskoy-pravoslavnoy-staroobryadcheskoy-tserkvi-sostoyavshegosya-v-grade-moskve2007-goda/ 3 Выяснить, действительно ли участник форума является старообрядцем или обыкновенным провокатором, практически невозможно. Для чистоты эксперимента предпочтительно использовать определение «околостарообрядческий». вопросы» и «Книжица»). Еще одна популярная площадка с неоднозначной репутацией - «Независимый старообрядческий форум», основанный публицистом Павлом Дерикотом, известному в старообрядческой среде своими неканоническими взглядами. Если говорить о форумах в целом, кроме религиозной полемики на них можно обнаружить практически все жизненноважные темы – от деловых предложений (покупка лестовок или объявления о работе) до обсуждения актуальных политических событий (валютные скачки или ситуация на Украине). Самые популярные обновленные темы последнего месяца «Паломники на Донбасс», «Путин возложил цветы к памятнику Минину и Пожарскому», «Хочу стать старообрядцем», «Противоречия Библии» и «Советы бабушки свечницы». Название Ссылка Кол-во Дата пользователе создани й я «Независимый http://starover.borda.ru/ 1006 2007 старообрядческий (старый) (старый) 2010 форум» http://starover.forumtwilight.co m/ (обновленный) 56 (обновленны й) «Древлеправослави http://drevlepravoslavie.forum24 303 2007 е» .ru/ «Староверы» http://starovery.unoforum.ru 289 2012 «Форум христиан http://rdc.forum24.ru/ 295 2010 Древлеправославно й Церкви» Для сравнения я привожу два скриншота пользовательских иконок с сайта «Древлеправославие» - обе оформлены согласно Постановлению 2008 года (фейковые аккаунты и боты, согласно ему, запрещаются). Указана вся необходимая информация о пользователях – ник, соответствующий реальному имени (на правой картинке это инициалы), упование и географическое положение. На правой картинке можно заметить, что пользователь уже получил два замечания (согласно правилам форума, после третьей галочки наступает бан, а после девятой – бесповоротное удаление)и оставил немыслимое количество сообщений (4684), получив статус advanced member и максимальный рейтинг (две желтые звездочки, эквивалентные рангу в 270 пунктов – выше, согласно системе borda.ru, забраться нельзя). Старообрядческие информационные порталы В старообрядческом интернете стоит выделить две крупнейшие, негласно конкурирующие площадки – сайт «Русская вера» (ruvera.ru) и «Старообрядческая мысль» (starove.ru). По статистике посещений первый портал вера немного обгоняет второй – к примеру, в четверг, день максимального наплыва посетителей за последнюю неделю, у «Русской веры» было 3 296 просмотра и 1374 посетителя, а у «Старообрядческой Мысли» - 1311 просмотров и 676 посетителей. «Старообрядческая мысль» В 2006 году по инициативе РПСЦ появился информационный сайт MOLODOJ.RU. В 2013 году он сменил адрес на staroveru.ru и стал называться сайтом для «Думающих и ищущих». Последняя траснформация произошла осенью 2014 года, когда сайт выделился в независимый ресурс «Старообрядческая мысль», названный так вслед за одноименным дореволюционным журналом. На сайте можно найти актуальные новости из жизни Рогожской общины (духовного центра, находящегося в Москве) и старообрядчества в целом; посмотреть календарь событий (праздники, посты, лекции, выставки); найти или разместить объявление ( на сайте существует специальный раздел «Деловые предложения», поддерживающий и развивающий экономические связи внутри общины); найти статьи или публикации на тему старообрядчества в рубриках «ИстФАК» и «Библио». В самом конце странички можно обнаружить кнопки социальных сервисов – Facebook (295 пользователей в группе), Twitter (34 читателя), Вконтакте (349 подписчиков). скриншот сайта staroobrqjad.com На базе ruvera.ru появился первый сайт знакомств для старообрядцев STAROOBRJAD.COM – площадка «не для флирта и блуда», а «для создания православных семей». Регистрироваться на сайте приглашают не только членов РПСЦ, но и других древлеправославных-старообрядческих упований. Сперва необходимо заполнить анкету – кроме традиционных имени, фамилии, возраста и электронной почты необходимо указать имярек (псевдоним) и день ангела, а также непривычное «рекло» (оно же логин). Данные анкеты обещают охранять и «урядчики» (создатели сайта) «сваты» (модераторы, которых, к слову, администраторы призывают активно вливаться в работу сайта). Кроме этого крупного проекта у starove.ru есть несколько дочерних групп Вконтакте: - «Деловые предложения старообрядцев» http://vk.com/club23524841 - «Ближайший старообрядческий праздник» http://vk.com/starpraz Исчерпывающие названия группы не требует дополнительных комментариев, однако стоит отметить пассивность немногочисленных участников – обязательная регистрация Вконтакте зачастую играет роль ненужного препятствия, так что многие предпочитают получать информацию через сайт или напрямую через членов общины. «Русская вера» Сайт ruvera.ru был создан в 2013 году – в уставе Администрацией сайта называется ООО «Фирма «АКТЕОН», издательство, которое занимается публикацией старинных рукописей и карт, связанных с историей России. В отличие от starove.ru, контентом которого занимается практически в одиночку его редактор Олег Хохлов, в редакции “Русской веры” числится 18 человек (именно столько указано в разделе “Наши авторы”) – в связи с этим можно отметить более систематичное обновление актуальной информации. Любопытно, что среди членов редколлегии присутствует Глеб Носовский, один из создателей псевдонаучной концепции “новой хронологии” ( в соавторстве с А. Т. Фоменко). В 1998 году Носовский был подвергнут церковным прещениям и отлучению от Церкви (при этом в качестве его статуса на сайте указано “Прихожанин Рогожской общины Русской Православной Старообрядческой Церкви»). Форма обратной связи на сайте преполагает, что каждый посетитель может не просто оставить комментарий к публикации, но еще и предложить свою собственную новость (вместе с фотографиями или любыми другими файлами). На сайте существует небольшой форум «Беседа» , который последний раз обновлялся около месяца назад – намного более востребованной оказалась рубрика «Вопрос священнику» (из последних опубликованных – «Можно ли причащаться, если на тебя обижен человек?» и «Можно ли в исключительных случаях снимать нательный крест?»). Всплывающее окно «Сделаем сайт лучше!» предлагает проголосовать за разные варианты модификации портала – например, появление полноценной библиотеки архивных документов или раздела «Жизнь замечательных людей». В целом сайт «Русская вера» с его изобилием исторических статей и аналитической публицистики больше напоминает образовательный, нежели новостной ресурс (при этом на сайте регулярно обновляется раздел «мониторинг СМИ» со свежими материалами о старообрядчестве.). По активности в социальных сетях «Русская вера» также опережает «Старообрядческую мысль»: 1797 подписчиков в паблике в Вконтакте, 297 лайков на Facebook и 28 читателей в Twitter (единственный показатель, уступающий starove.ru). Сайт Old believers http://oldbelievers.wordpress.com Созданный на платформе Wordpress, Old believers существует с октября 2006 года. За это время в блоге было опубликовано больше 560 записей, посвященных новостям старообрядческих общин в разных странах мира. Приходские странички В некоторых приходах по инициативе мирян или священников были созданы специальные «приходские» странички, где ретранслировались все основные новости одной общины. Например, 27 февраля 2014 года появился свой собственный сайт у РПСЦ в Сызрани - http://starover.su. Кроме изучения традиционных рубрик «актуальное расписание служб/ история / события / библиотека» посетителям доступно еще несколько опций – например, задать прямой вопрос настоятелю о. Сергию о Православной старообрядческой вере, или заказать молебен или подать записки онлайн. Для желющих поддержать сызранскую общину на сайте указаны координаты двух электронных кошельков - Яндекс-денег и QIWI. Часто сайты теряют свою дееспособность из-за нехватки человеческого ресурса – священник, который «окормляет» мирян в радиусе 200-300 километров, едва-едва успевает оказать всем желающим необходимую помощь. Встречаются исключения, например, духовный лидер старообрядцев Моршанска и Тамбовской области (у них есть собственная страничка Вконтакте - http://vk.com/club74178074) – отец Никола Бобков, настоятель реставрируемой церкви Успения Пресвятой Богородицы. В своем личном ЖЖ (nlobkov) он не всегда регулярно делится архивными фотографиями и другими материалами, касающимися церкви. Совершенно особенная и неожиданная для российской провинции тема – его записи о старообрядческой миссии в Уганде, которым активно помогает РПСЦ и в частности приход о. Николая Бобкова. Последние публикации под тегом «старообрядцы в Уганде» связаны с болезнью о. Иоакима Кийимбы, но чуть раньше этого можно обнаружить и радостные новости: «Из хороших новостей надо отметить возвращение о. Валусумбу. Все считали, что его на севере страны убили повстанцы, но оказалось, что он работал на стройке.» Среди активных блоггеров-старообрядцев стоит выделить еще двух священников – настоятеля церкви Святителя Николая Чудотворца иерея Алексея Лопатина (в ЖЖ с 2009 года, известен как активный пользователь Facebook) и настоятеля Общины Русской Православной старообрядческой Церкви в Великом Новгороде иерея Алексея Панкратова( в ЖЖ с 2010 года) . Старообрядческие печатные СМИ в социальных сетях Вконтакте при определенных усилиях кроме обыкновенных тематических страничек о старообрядчестве можно обнаружить два паблика, посвященных специальным журналам. Один из них - "Вестник Старообрядческого Подолья" (http://vk.com/club75655863) выпускается общиной РПСЦ г. Хмельницкого и существует на пожертвования прихожан. Кроме перепостов и оповещении о процессе создания очередного номера в группе можно найти PDF-версии всех выпущенных журналов. Первый номер журнала "Старообрядческая Молодость" появился в сети в марте 2014 – у издания тоже есть собственная группа Вконтакте http://vk.com/starmolodost, куда выложены уже три номера в PDF-формате. В благодарность за свободное скачивание авторы просят ставить «лайк» (для статистики) и сделать репост для эффективного распространения журнала в сети. Заключение Исследование старообрядческой активности в интернете оказалось не таким уж простым делом, как можно было сперва предположить. Старообрядческие интернет-магазины, фотографии в Instagram с тегами #староверы и #oldbelievers, иноязычные сообщества старообрядцев в Северной Америке, Австралии, Италии и Португалии, виртуальные карты старообрядческих общин – все эти крайне интересные детали старообрядческого быта в конечном итоги не попали в работу. Однако, на мой взгляд, представленного материала вполне достаточно, чтобы заявить о рациональном и сбалансированном отношении старообрядцев к новым медиа, их едва уловимому навыку хранить границы общины и при этом гармонично интегрировать себя в несколько отличающийся от их обычаев и традиций мир. Использованная литература • «Независимый старообрядческий форум» http://starover.borda.ru/ (старый) http://starover.forumtwilight.com/ (обновленный) • Форум «Древлеправославие» http://drevlepravoslavie.forum24.ru/ • «Староверы» - http://starovery.unoforum.ru • «Форум христиан Древлеправославной Церкви» http://rdc.forum24.ru/ • Официальный сайт Русской Православной Старообрядческой Церкви www.rpsc.ru • Сайт «Старообрядческая мысль» www.starove.ru • Сайт «Русская вера» www.ruvera.ru • Сайт Old believers http://oldbelievers.wordpress.com • Страничка РПСЦ в Сызрани http://starover.su/ • Многочисленные старообрядческие паблики Вконтакте
Отзывы:
input Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв