Своеобразие фанфикшена как относительно нового литературного явления и способы его использования

Особенности фафикшена как жанра и способы его практического применения

Тип публикации: Исследования

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 5a3b1c8cf2ad471e773c7221
UUID: e3b8af10-6280-0137-6fcd-525400006e27
Опубликовано: 21.12.2017 02:29
Просмотры: 2700

Current View

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. ЛОМОНОСОВА факультет журналистики кафедра зарубежной журналистики и литературы Своеобразие фанфикшена как относительно нового литературного явления и способы его использования Исследование студентки 409-й группы Анны Середы д/о МГУ им. М.В. Ломоносова преподаватель: Засурский И.И. Москва, 2017 Фанфики как новейшее литературное явление Слово «фанфик», технически, не является термином, так как это скоращенная слэнговая вариация понятия «фанфикшен» - от английского Fan Fiction – фанатское художественное произведение. Классическое определение, которое Fiction written by a fan of, and featuring characters from, a particular TV series, film, etc 1. Что можно перевести как «Художественное произведение, включающее в себя персонажей фильма или телесериала, написанное поклонником» Тем не менее, фанфики, как станет понятно из текста исследования, отнюдь не являются аллюзиями на исключительно тв- и кинопродукцию. Другое определение лучше отражает современную ситуацию: Fan fiction - stories involving popular fictional characters that are written by fans and often posted on the Internet.2 Фан-фикшен – истории, содержащие популярных выдуманных персонажей, которые написаны их поклонниками и, зачастую, опубликованы в интернет. Это более подробное определение, от которого можно оттолкнуться. Тем не менее, стоит уточнить, что слово «поклонник» - относительно спорно. Так, например, известен исторический пример фанфика, который был написан на сюжет «Айвенго» Вальтера Скотта, никем иным как Уильямом 1 Оксфордский словарь онлайн. [электронный ресурс] URL: https://en.oxforddictionaries.com/definition/fan_fiction (Дата обращения: 18.12.2017). 2 Словарь [Мериам-Уебстер электронный ресурс] URL: https://www.merriamwebster.com/dictionary/fan%20fiction (дата обращения: 18.2017) Мейкписом Теккереем и представлял собой волную интерпретацию образов главных героинь – Леди Ровены и еврейки Ревекки. В новелле «Ревекка и Ровенна», Теккерей продолжил историю персонажей «Айвенго», представив леди Ровенну ограниченной и постоянно пукающей снобкой, сводящей мужа с ума своими изменами и глупостью, в контраст с Скоттовским образом Ровенны как классической «Прекрасной дамы». На жаргоне фанфиков, эта смена образов называлась бы OOC – out of original character, или, в русской интерпретации, изменение характера. Таким образом, фанфики существовали давно, но окончательно оформились как литературное явление лишь с появлением интернетплатформ для их публикации. Первой волной фанфикшена в современном его понимании можно назвать период коллективных сборов фанатов на «фанзинах» 3 и чтение фанфиков вслух в середине 60-х. С популяризацией интернета были организованы e-mail рассылки фанфиков, а впоследствии, когда фанфикшен проник в другие фанатские сообщества, активисты создали специальные, в подавляющем большинстве некоммерческие платформы для публикаций фанфиков в отрытом доступе. Для практической части исследования я напишу о некоторых особенностях жанровой системы фанфиков на примере рубрикатора сайта ficbook.net Нажав «найти фанфик по вкусу», пользователь попадает в меню, где он может отметить желаемые особенности фанфика. Вот основные жаровые категории фанфиков, посмотрев на которые можно сразу сделать некоторые выводы. К примеру, большинство из перечисленных жанров тяготеет к 3 Термин взят из книги Boldly Writing: A Trekker Fan and Zine History Minnetonka, Minnesota: FTL Publishing, 2004 типовым элементом подростковой литературы и художественного контента в целом, в частности романов young adult. - AU – Яркий пример эскапизма. Герой из одного мира (чаще всего реального) попадает в другой. - ER (Established Relationship) – фанфик о героях, находящихся в стабильных романтических отношениях - Hurt/comfort – История о героях, которые, взаимодействия, улучшают моральное состояние друг друга - POV – Повествование от первого лица. Характерно для эскапистской функции. - PWP – Строго-эротический фанфик имеющий своей целью подробное описание сексуальных сцен. - Songfic – Аллюзии на музыкальные произведения - Ангст – Фанфик о тяжелых и глубоких психологических переживаниях - Антиутопия – соответствует популярному, особенно в подростковой среде, жанру «Антиутопии» - Даркфик – аналог нуара в литературе. - Детектив – Детективная история - Драма – Как правило, скорее мелодрама. Истории или поэмы о драматических событиях. - Дружба – фанфик, главной целюь которого является описание дружественных отношений. - Занавесочная история – вуайеристский рассказ о преувеличенно- типичной повседневной жизни героев. - Злобный автор – саркастические повествование с ярко- различимым авторским «Я». - Любовь/Ненависть – описание отношений героев, колеблющихся от любви к ненависти - Омегаверс – Зачастую эротические фанфики, герои которых живут в мире, где существует три пола – альфы, омеги и бэты, различающиеся по степени сексуальной потенции - Пародия – Пародийный жанр - Первый раз – романтически-эротические или строго эротические истории про первые сексуальные опыты - Психология – фанфики претендующие на глубокий психологический анализ - Романтика – романтические истории - Стихи - поэзия - Ужасы – фанфики-триллеры - Учебные заведения – пришли с популяризации серии книг о Гарри Поттере. Описание жизни студентов или учеников определенных образовательных учреждений - Фантастика – соответствует жанру фантастики в литературе - Философия – фанфик содержащий в себе психологические изыскания - Флафф – гипертрофированно-жизнерадостный фанфик - Фэнтези – соответствует жанру фэнтези - Юмор – фанфик с преимущественной долей комического. Особенность фанфикшена как оригинального литературного произведения в том, что он вне зависимости от качества будет оставаться сублитературой, так как он по определению вторичен оригинальному произведению. В данный момент в литературных и научный сообществах веется оживленная дискуссия, так как до недавнего времени главным критерием фанфикшена было максимальное соответствие стилистике оригинала, однако такие фанфики как, к примеру, «Гарри Поттер и методы рационального мышления» от Елиезера Юдковского, самобытность фанфишкена. Последняя волна развития «фикрайтерства» - писательства фанфиков – привлекла к чтению фанатских произведений даже тех людей, которые не знакомы с оригиналом. Яркие примеры: 50 оттенков серого Э.Л Джеймс, написанный как эротический фанфик по «Сумеркам» С. Майер или «Трилогия Драко» К. Клэр, получившей широкую известность как писательница после премьеры фильмов и сериалов по мотивам ее оригинальных романов, а затем продвинувшей, на волне славы, свою фанатскую прозу с героями серии книг о Гарри Поттере. Еще одной особенностью фанфикшена является то, что в большинстве случаев, герой является носителем менталитета современного человека, и читатель не воспринимает это как противоречие. Зачастую, авторы предпринимают попытки добавить в повествование элементы эпохи или вселенной, где происходит действие сюжета, однако комплексный подход к проблеме наблюдается очень редко. Примечательно, что подобная писательская халатность может быть намеренной: порой менталитет героев «осовременивается» чтобы добавить в повествование комический элемент или облегчить процесс ассоциирования себя с героем для читателя, что тесно связано со следующей особенностью фанфикшена. Важной чертой фанфиков в массе своей является наличие в них эскапистской функции – фанфики редко имеют социально-политическую повестку и, как правило, несут функцию «романтического побега» от реальности. История романтического героя, исключительного человека, не понятого окружающими, пользуется среди литературных фанатов неизменной популярностью и любовью. Этим обусловлена популярность таких жанровых особенностей, выделяемых самими фанатами как присутствие в тексте оригинальных персонажей (как правило, являющимся альтер-эго автора), зачастую становящимися вариацией «Мэри-Сью» гипертрофировано идеализированного и любимого всеми персонажа. Лучшее определение Мэри-Сью дала Мелисса Уилсон в своем эссе «Dr. Merlin's Guide to Fan Fiction» еще в 1996 году, описывая, в основном, фанфики по Стар треку: «Вы уже знаете Мэри Сью. Мэри Сью - веселое, яркое, полезное шестнадцатилетнее создание, лучик света на корабле. Весь корабль любит Мэри Сью, потому что Мэри Сью хороша во всем. Мэри Сью - инженер, врач, хороший лидер, превосходный повар и, как правило, прекрасная певица. У Мэри Сью часто проявляются особые дарования, например, телепатия, предвидение или магические способности. Ее имя - часто первое или второе имя автора, или его ник в Интернете, или любимое прозвище. В конце истории Мэри Сью выходит замуж за выбранного героя, принимая всеобщие поздравления и восхищения, либо же умирает, сопровождаемая глубоким трауром»4. Нужно добавить, что понятие «Мэри Сью» как идеального во всем героя распространяется не только на женских персонажей. Мужской аналог Мэри-Сью называется Марти-Сью и часто представлен либо архетипом героя-спасителя в приключенческих историях, либо героем- Дон-Жуаном глубоко-эротических фанфиков. 4 Dr. Merlin's Guide to Fan Fiction by: Dr. Merlin (alias Melissa Wilson) [Электронный ресурс] URL: http://web.archive.org/web/20010405192015/http://missy.reimer.com/library/guide.html URL: (дата обращения: 18.2017) Эскапизм посредством написания фанфиков про Мэри-Сью, негативно сказывается на художественной ценности произведения, так как пишутся они, как правило, изначально для себя (пусть и выкладываются в открытый доступ, а не для читателя. Положительным моментом является то, что написание фанфиков про Мэри Сью становится формой сублимации, позволяющей описать идеальный образ, к которому стремится автор а также компенсировать неудачи в реальной жизни. Связь с образами романтической эпохи в традиции фанфикшена вообще очень сильна: фанфикам свойственно идеализация отрицательных персонажей как байронических героев, движение к «final frontier», революционность и идеализация явлений и персоналий, отрицание ограничений в творчестве (из которого вытекает такое явление как кроссоверы, где могут встретиться телевизионные и книжные персонажи) и родство всех искусств – фанфики иногда сопровождаются музыкальными треками, под которые их следует читать, существует также жанр сонгфика – аллюзии на песню. Еще одна, важная особенность фанфиков в размытой границе между писателем и читателями. Так как популяризация фанфиков пришла с развитием интернета, процесс получения фидбэека был достаточно прост. Авторы активно взаимодействовали с читателями, предлагали заявки для написания текстов, авторы советовались с ними относительно развития сюжета и продолжения. Таким образом, фанфикшен порой становится формой коллективного творчества. Редакторов для своего творчества авторы также часто находят из среды читателей – они называются «бэтами» и корректируют/редактируют текст находясь в плотном сотрудничестве с автором. Также, в фанфиках гораздо чаще других литературных произведений можно встретить эротические сцены. Для них характерен вуайеристский элемент: зачастую авторы, которые описывают гомосексуальные половые акты (на жаргоне фанфиков это называется «Слэш») сами по себе строгогетеросексуальны. Половой акт интересует их как вещь в себе. Одну особенность фанфиков как литературы нужно выделить отдельно. Это отдельный жанровый аппарат, который важен по ряду причин. Во-первых, он формировался не искусственно: естественные особенности существующих фанфиков просто начали выноситься в рубрикатор в интернет- платформах. Однако впоследствии, фанфики стали намеренно стилизоваться в соответствии с определенным жанром. На форумах зачастую можно увидеть запросы по написанию фанфиков в том или ином жанре. В общем и целом, фанфикшен – это жанр во многом вышедшей из подростковой литературы и типовых особенностей беллетристики, однако быстро меняющийся и эволюционирующий, что позволяет предположить, скорое увеличение количества качественных литературных произведений в нем. Юридические проблемы фанфикшена и способы его мнетизации Одной из проблем фанфикшена является копирайт. В большинстве стран, права на вторичный литературный продукт принадлежат держателю копирайта оригинального произведения5. Исключения составляют случаи, когда прошло достаточное количество времени (в России и многих западных странах это 70 лет) после смерти автора произведения. Таким образом, фанфикшен по Евгению Онегину уже вполне можно легально издавать в сборниках. Эта схема монетизации часто работает в западных странах: Один из наиболее успешных бродвейских мюзиклов «Злая» основан на фанфике по вселенной Страны Оз Л. Ф. Баума, написанном Грегори Магуаером и опубликованном спустя 75 лет после смерти Баума6. Подобным образом действовали издатели книг «Гордость и предубеждение и зомби» фантастического фанфика по роману Джейн Остин, где помимо героев, сохранено еще и 85% оригинального текста7. Интересный пример обхода копирайта представляет пример фанфика Э. Л. Джеймс по серии книг «Сумерки» Стефани Майер. Поняв, что ее истории популярны, Джеймс просто изменила название романа, имена главных героев и убрала очевидные отсылки к оригиналу и, таким образом, перевела «Сумерки» из категории оригинального текста, в непопадающую под юридические реалии категорию «вдохновения» 8. Другим способом легализации фанфикшена является его авторизация – договор с держателем копирайта. Таким образом в данный момент публикуется множество фанфиков, комиксов и историй по вселенной Star 5 [электронный ресурс] United States copyright office. Copyright law URL: https://www.copyright.gov/circs/circ15a.pdf (Дата обращения: 21.12.2017). 6 электронный ресурс] Cushing T. The Insanity Of Making A 'Wizard Of Oz' Film In Today's IP Climate // Tech dirt URL: https://www.techdirt.com/articles/20130304/18411522197/insanity-making-wizard-oz-film-todays-ipclimate.shtml (Дата обращения: 21.12.2017). 7 [электронный ресурс] Amazon URL: https://www.amazon.com/Pride-Prejudice-Zombies-QuirkClassic/dp/144181678X (Дата обращения: 21.12.2017). 8 [электронный ресурс] COPYRIGHT FAIR USE: FIFTY SHADES OF GREY // David Lizerbram & Associates URL: https://lizerbramlaw.com/2015/02/17/copyright-fair-use-fifty-shades-grey/ (Дата обращения: 21.12.2017). Wars. При этом, держатели авторского права часто идут навстречу подражателям, так как рассчитывают повысить узнаваемость проивзедения как брэнда. Так, известна легендарная история о том, как Джордж Лукас обратился к Джин Родденбери с вопросом о постоянном нарушении авторских прав фикрайтерами, на что получил в ответ «Оставь их в покое, они озолотят тебя» 9. Точных сведений о том, состоялся ли этот диалог нет, однако политика лукасфилм в отношении фанфиков оказалась весьма прогрессивной: они открыли бюро по критической оценке работ по вселенной «Звездный войн». Основной проблемой авторов, негативно воспринимающих фанфикшен, зачастую становится то, что закон не рассматривает моральную составляющую «заимствования» героев и сеттинга, рассматривая исключительно экономическую его сторону. Еще одной хитростью при обходе копирайта является то, что закон рассматривает исключительно доходы от продаж изданных версий фанфикшена. Таким образом, существует лазейка, благодаря которой истории можно монетизировать, создав открытый вебсайт для размещения публикаций и продавая на нем рекламное пространство или, например, использовать в тексте нативную рекламу. В случае с нативной рекламой, нет необходимости даже создавать сайт – существует множество сервисов для онлайн-постинга. Интересным примером обхода копирайта является «Проблема Сьюзен» Нила Геймана. Несмотря на то, что сам автор называл свою историю «фанфиком по вселенной Льюиса10», где большая часть текста описывает альтернативный взгляд на происходящее в серии «Хроники Нарнии», формально все происходит в воспоминании главной героини. Таким образом 9 [электронный ресурс] Star Wars! Policy: No Commercial Gain // Fan Works Inc. URL: http://www.fanworks.org/writersresource/?action=define&authorid=112&tool=fanpolicy (Дата обращения: 21.12.2017). 10 Гейман Н. Хрупкие вещи // АСТ Москва 2008 стр. 378 герои хроник Нарнии как бы «упоминаются», а не описываются автором. Несмотря на то, что текст подразумевает, что главная героиня повествования является героиней книги «Лев, Колдунья и Платяной шкаф» Сьюзен, вопрос о ее личность формально остается открытым. История является самостоятельным литературным произведением, в котором героиня предлагает рассказчику «предположить», как история могла развиваться с точки зрения Сьюзен и представляет свою версию событий, описанных в оригинальной книге. Некоммерческие способы использования фанфикшена Помимо сублимации и монетизации, фанфикшен часто находит иные, порой неожи Так, исследователь искусственного интеллекта Елиазар Юдковский, написал фанфик «Гарри Поттер и методы рационального мышления», котором главный герой книги Д.К Роулинг пытается рационализировать магию, чтобы распространять идею применения научного метода в повседневной жизни11. По подобной аналогии математические задачи в современных школьных учебниках иногда объясняются при помощи миниатюрного фанфикшена – использования популярных героев участие которых в сюжете облегчает понимание (У Винни Пуха было шесть яиц, он пришел к кролику и отдал ему половину своих яиц – таким образом, Винни Пух разделил яйца пополам, то есть вычел половину). Известна практика некоторых американских преподавателей, которые проверяют знание текста оригинала и учат студентов анализу текста, задавая на дом прочитать литературное произведение и написать сочинение в литературной форме, представляющее свою версию событий. В данном случае, учителя интересует не конечный продукт, а мышление студента 12. В заключении, следует отметить, что фанфикшен зачастую используется для коммерческой и некоммерческой пропаганды какого-либо воззрения. Так, большой корпус апокрифических текстов, можно считать фанфикшеном (среди них есть история про Иисуса-оборотня, которой 1200 лет)13. Или, например, другой апокрифичекий текст, неустановленного 11 [электронный ресурс] Miller, J. Singularity Rising // Newyorker.Com URL: https://www.newyorker.com/magazine/2011/11/28/no-death-no-taxes (Дата обращения: 21.12.2017). 12 [электронный ресурс] Cardle M. Fan Fiction and Fanfare// Boston university URL: http://www.bu.edu/law/journals -archive/scitech/volume92/mccardle.pdf (Дата обращения: 21.12.2017). 13 [электронный ресурс] Jarus O. 1,200-year-old Egyptian text describes a shape-shifting Jesus// NBC news URL: http://science.nbcnews.com/_news/2013/03/12/17286044-1200-year-old-egyptian-text-describes-a-shapeshifting-jesus?lite (Дата обращения: 21.12.2017). происхождения, «Евангелие детства/от Фомы» заполняет пробелы канонического библейского произведения в описаниях жизни Иисуса Христа, а одна из фикрайтеров обратилась 14 к миру с поэмой, целью которой является оправдание эротических сцен в фанфикшене и продвижение их как феминистского порно, решающее проблемы отношения к женщине в современной массовой порнографической культуре. 14 [электронный ресурс] Twohy B. - Fantastic Breasts and Where To Find Them// button Poetry, Youtube URL: https://www.youtube.com/watch?v=bXey2_i7GOA (Дата обращения: 21.12.2017) Библиография 1. Балицкая Е. В. Феномен fanfiction в сетевой литературе: «низовая словесность» в сетевых публикациях // дипломная работа РГГУ, Институт филологии и истории М., 2008. 2. Денисова А.Фанфикшн, как субкультура и феномен массовой литературы // Аналитика культурологии. 2012. №24. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fanfikshn-kak-subkultura-i-fenomenmassovoy-literatury (дата обращения: 18.12.2017). Bacon-Smith С. Science Fiction Culture // University of Pennsylvania Press, 2004 3. Зонтаг С. Порнографическое воображение // Вопросы литературы. 1996. No 2. С. 134 — 181. 4. Bacon-Smith С. Science Fiction Culture // University of Pennsylvania Press, 2000 5. Coppa F. A Brief History of Media Fandom // In Hellekson 2006 6. Busse K. Fan Fiction and Fan Communities in the Age of the Internet // McFarland & Company, Jefferson, North Carolina 7. Boldly Writing: A Trekker Fan and Zine History (Minnetonka, Minnesota: FTL Publishing, 2004) 8. [электронный ресурс] United States copyright office. Copyright law URL: https://www.copyright.gov/circs/circ15a.pdf (Дата обращения: 21.12.2017). 9. [электронный ресурс] Gardner E. Disney, Warner Bros. Fighting Over 'Wizard of Oz' Trademarks // Hollywood reporter URL: https://www.hollywoodreporter.com/thr-esq/wizard-of-oz-disney-warnerbros-289305 (Дата обращения: 21.12.2017). 10. [электронный ресурс] Cushing T. The Insanity Of Making A 'Wizard Of Oz' Film In Today's IP Climate // Tech dirt URL: https://www.techdirt.com/articles/20130304/18411522197/insanity-makingwizard-oz-film-todays-ip-climate.shtml (Дата обращения: 21.12.2017). 11. [электронный ресурс] COPYRIGHT FAIR USE: FIFTY SHADES OF GREY // David Lizerbram & Associates URL: https://lizerbramlaw.com/2015/02/17/copyright-fair-use-fifty-shades-grey/ (Дата обращения: 21.12.2017). 12. Schwabach, A. The Harry Potter Lexicon and the World of Fandom: Fan Fiction, Outsider Works, and Copyright (September 26, 2008). TJSL Legal Studies Research Paper No. 1274293; University of Pittsburgh Law Review, Vol. 70, 2009. 13. [электронный ресурс] Star Wars! Policy: No Commercial Gain // Fan Works Inc. URL: http://www.fanworks.org/writersresource/?action=define&authorid=112&to ol=fanpolicy (Дата обращения: 21.12.2017). 14. [электронный ресурс] Miller, J. Singularity Rising // Newyorker.Com URL: https://www.newyorker.com/magazine/2011/11/28/no-death-no-taxes (Дата обращения: 21.12.2017). 15. [электронный ресурс] Cardle M. Fan Fiction and Fanfare// Boston university URL: http://www.bu.edu/law/journalsarchive/scitech/volume92/mccardle.pdf (Дата обращения: 21.12.2017).

- у работы пока нет рецензий -