Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Факультетжурналистики Кафедразарубежной журналистики и литературы Реферат Тема лицемерия в «Дон-Жуане» Мольера Студентки 214 группы д/о Ивановой А.С. Преподаватель к.ф.н., доцент Гуляева И. Б. Москва, 2017 Оглавление «Дон Жуан» в историческом контексте, или последствия лицемерия...............3 Образ Дон-Жуана и его лицемерное окружение......................................................6 Лицемерный Дон Жуан.................................................................................................8 Заключение о пьесе вообще.....................................................................................10 Список литературы.....................................................................................................12 2 «Дон Жуан» в историческом контексте, или последствия лицемерия В «Дон-Жуане» Ж.-Б. Мольер затронул мировоззренческую проблему, тему лицемерия, которое считал главным пороком своего времени. Тот этап жизни, на который выпало написание великой комедии, был психологически тяжелым для автора1, жизньсдавливала егосовсехсторонс : профессиональной — критика творений, «Тартюфа», беспокойства о труппе, которая зарабатывала благодаря ему, сознание, что он нужен людям-зрителям только как средство развлечения; с личной — разлад с женой и смерть сына. Как пишет об этом французский историк и писатель Ж. Бордонов: «Пропасть между супругамипостепенноувеличивается , становится непреодолимой. Мольер работает. Арманда принимает поклонников, тех самых придворных красавчиков-щеголей, которых он заранеененавидел и так громко высмеял! Мольеру постыло его жилище, квартира, которую он в мае 1664 годаснялу нанимателя , маркиза деБуленвилье , в домепринадлежащем , лекарю Дакену. Теперь единственная его надежда, единственный предмет его нежности — сын, Луи, крестник Людовика XIV. Но малыш заболевает. Ему пускают кровь, как положено. Он умирает, не дожив до десяти месяцев. В кладбищенской книге церкви Сен-Жермен-лОсеруа ' записано: «Во вторник 11 ноября 1664 года погребальное шествие с шестью священниками для Луи, сына Жана-Батиста Мольера, актера Его Королевского Высочества, с улицы Сен-Тома…»»; «Здесьуместнонапомнить анекдот , рассказанный у Гримаре и, можетбыть, им придуманный, но хорошо передающий душевное состояние Мольера. 1 Мольер. Полное собрание сочинений в трех томах. Том первый. Ю. Гинзбург, С. Великовский. Комедиограф великого века: «И главное — исчезает былая четкость суждений (а с ней вместе и разумный резонер, ее представляющий). Словно надломилась какая-то внутренняя ось, на которой держался весь комедийный миропорядок»: https://www.litmir.me/br/?b=175536&p=9 3 Молодой человек двадцати двух лет, сын стряпчего, бредит театром, мечтает только о том, чтобы появиться на сцене, и приходит за советом к мэтру. Мольер горько отвечает: «Правдаможет , показаться , чтомы в честиу вельмож , но ониищутв нас только средство поразвлечься; и это самая плачевная участь — быть рабами их прихотей. Все же остальные видят в нас людей погибших и презирают нас… Вообразите тяготы нашего существования: удобно ли нам это или нет, мы должны быть готовы отправляться в путь по первому зову и забавлять других, тогдакак сами мы зачастую удручены горем; терпеть грубость людей, среди которых живем, и домогаться расположения публики, которая вправе бранить нас, потому что платит нам деньги…» И он мог бы добавить: «Переносить скверный нрав и непомерные притязания самих актеров»»2. Вокруг же автора было общество, в котором аристократия жила роскошно после окончания Фронды. Только религия могла смирить господ. В таких условиях родилось религиозное лицемерие: «Но в XVII веке вера — и для сохранивших ее, и для утративших — есть тот фундамент, вернее, тот вделанный в небесную твердь крюк, на котором крепятся все человеческие установления, социальные и нравственные. Стоит этот крюк убрать, как мигом рассыпается вся система предъявляемых личности запретов и ограничений, требований и обязательств. Особенно если религиозная мораль основана на «интересе» — чаянии загробного вознаграждения и страхе загробного возмездия»3. И в искусстве господствовала идея жизни-театра, идея о том, что каждый носит маску. 2 Ж. Бордонов «Мольер»: https://www.ereading.club/chapter.php/1022414/103/Bordonov_-_Moler.html 3 Мольер. Полное собрание сочинений в трех томах. Том первый. Ю. Гинзбург, С. Великовский. Комедиографвеликого века: https://www.litmir.me/br/?b=175536&p=7 4 Именно тогда появляется пьеса. Сюжет ее известен каждому и пользуется большой популярностью благодаря сценическим эффектам. В ней нет интриги, она будто рассказывает о постепенном падении безбожника. Но после 15 раза ее запрещают. По рукам начинает ходить пасквиль «Замечания на комедию Мольера под названием «Каменный гость», в которомего называют … лицемером! «ДонЖуан » ЖанБатиста Мольера— оченьзлободневен , а главный герой кажется нашим современником, — именно поэтому я выбрала для реферата этот текст. Да и сама тема созвучна нашему времени, когда уже в школах проходят «социальные платья», «социальные роли» как бы предполагающие, что личность — это не цельное существо, а некто, в одной ситуации ведущий себя так, ав другой — этак. Завуалированное умными фразами лицемерие. 5 Образ Дон-Жуана и его лицемерное окружение Прототипом Дон-Жуан Ж.-Б. Мольера были испанские Дон Хуаны, «Севильский озорникТирсо » деМолины . Благодаря гениальности Ж.-Б. Мольера Дон-Жуан стал вечным образом, отражающим черты человека любого времени. Главный герой лишен цели в жизни. Он живет ради процесса, а не результата. И ведь из эпохи в эпоху, из нации в нацию переходят произведения, в которых авторы показывают такую пустоту вокруг себя: пустых людей, пустые жизни, пустые мечты4… При этом в нем виден персонаж из XVII векараспущенный : вольнодумец с верой в «арифметику», предвосхищающей нигилизм. Автор хотел показать, что порочный человек — это не монстр, его порочность часто неочевидна. Поэтому Дон-Жуан Ж.-Б. Мольера — сложный, реалистичный образ. В нем кроме отрицательных черт есть положительные: он искренен, честен в начале, он не просто соблазняет женщин, но каждый раз влюбляется в каждую из них. Поклонение женщинам — его философия. Он без раздумий приходит на спасение Дон Карлосу в неравной драке с 4 Ж. Бордонов «Мольер»: «Трезвость в нем берет верх над мечтой, над химерами страсти, но порабощает его и разрушает наслаждение, как только оно приходит на его зов. Он не впадает в отчаяние, потому что не питает надежд. Это безбожник, распутник, авантюрист, играющий чужими жизнями и своей собственной, для которого ничто уже не существует всерьез. Пустота, разъедающая и поглощающая сама себя. Искусный мастер зла, потому что его легче творить, чем добро. У него остается только расплывчатое и хрупкое чувство чести, но лишь в той мере, в какой оно подтверждает его высокое происхождение, проявляется как рефлекс, ничем не наполненный изнутри. Он не может найти женщину своих грез, потому что для него нет мечты, есть только настойчивая действительность. Дон Жуан Мольера на середине дороги: это атеист, верящий в привидения; он смеется над небом, но допускает бессмертие души, коль скоро принимает предложение Командора. Удивительно, что Мольер в 1665 году мог создать такой персонаж — такую отчаянную пустоту, душевный мир, так безнадежно поглощенный самим собой и наглухо закрытый для reading.club/chapter.php/1022414/104/Bordonov_-_Moler.html 6 других»: https://www.e- разбойниками, потому что «честь заинтересована в подобных столкновениях, а эти негодяи совершили такую подлость, что не помешать им значило принять их сторону»5. Но при этом он запросто отбивает невесту и ругается с крестьянином Пьеро, который только что спас Дон-Жуана со Сганарелем из воды. Он не почитает отца. Он ругает святош, презирает религию, врачебное искусство и вообще весь мир вокруг. Стоит отметить, что Дон Жуан не так уж и неправ. Его окружают люди, которых тоженельзя назвать образчиками добродетели и чести: «Сганарель. Стало быть, вы ни во что не верите, а хотите выдать себя за добродетельного человека? Дон Жуан. А почему бы нет? Сколько людей занимается этим ремеслом и надевает ту же самую маску, чтобы обманывать свет!». Плохо об обществе отзывается и его отец Дон Луис, вспоминающий о тех недостойных быть дворянами, которые считают, себя правыми, поступая подло. Донья Эльвира уходит из монастыря из-за страсти, крестьянка Шарлотта забываето женихеПьеро ради дворянина. 5 Ж.-Б. МольерДонЖуан « »: http://lib.ru/MOLIER/molier2_1.txt 7 Лицемерный Дон Жуан Лицемерие — модный порок, а всемодные пороки сходят за добродетели6 В этой пьесе Ж.-Б. Мольер приписывает своему герою новые грехи по нарастающей. Мы узнаем о нем все больше дурного: «в этой пьесе нанизываются один за другим эпизоды, не связанные по-настоящему между собой, но их последовательностью размечен ритм постепенного падения героя»7. Но до концакомедии дажеСганарель , который отзывался о своем господине только плохо, говорил о нем правду и Донье Эльвире, и двум крестьянкам, отмечал положительное качество Дон Жуана: « Вы говорите прямо, в вас то и хорошо, что вы не любите обиняков, а всегда объясняетесь начистоту». И вот, в пятом действии главный герой отбрасывает этот единственный плюс и начинает притворяться верующим человеком, на что Сганарель реагирует так: «Ко всему прочему вам только еще недоставало сделаться лицемером: это уж верх гнусности». Дон Жуан — атеист8, поэтомуон не думаето наказании на томсветеОн . 6 Ж.-Б. Мольер «Дон-Жуан»: http://lib.ru/MOLIER/molier2_1.txt 7 Ж. Бордонов «Мольер»: https://www.e- reading.club/chapter.php/1022414/105/Bordonov_-_Moler.html 8 Мольер. Полное собрание сочинений в трех томах. Том первый. Ю. Гинзбург, С. Великовский. Комедиограф великого века: «А Дон Жуан не верит ни в бога (иначе говоря, в «небо» — общеупотребительный эвфемизм мольеровских времен), ни в дьявола, ни в ад, ни в бессмертие души, то есть именно в двигатель и весь исполнительный механизм сверхъестественного правосудия. Единственное, чему Дон Жуан готов повиноваться беспрекословно, — веленияприродыи свидетельства рассудка . Казалосьбы, вот оно снова — искомое сочетание «природы» и «здравого смысла». Но в «Дон Жуане» нам является воочию жутковатая изнанка такого соединения: без общего всем надличного нравственного основания человеческая природа сводится к вороху сиюминутных вожделений отдельной человеческой особи, здравый смысл — к голым арифметическим очевидностям вроде «дважды два — четыре». Последствия подобного «естественного» своеволия — обман, насилие, убийство, попранная честь, разбитые семейства, сокрушенные сердца»: https://www.litmir.me/br/?b=175536&p=9 8 начинает лицемерить специально для того, чтобы быть безнаказанным и на земле. Благодаря маскесвятоши он смог отсрочить дуэль с Доном Карлосом и помириться с отцом. Но, как и предупреждал Сганарель, небо такого уже не потерпело, хотя дало Дон Жуану шанс на раскаяние. Которым тот не воспользовался. Известно, что Ж.-Б. Мольера критиковали именно за мысли против церкви и святош. Но высказаться ему хотелось. Диалог о лицемерии самый эмоционально насыщенный из всех диалогов пьесы. Почти каждая реплика звучит в нем как обвинение. В нем высказано довольно много о пороках Дон Жуана, образ которого впитал в себя все пороки французского общества XVII века: «Ты не представляешь себе, сколько я знаю таких людей, которые подобными хитростями ловко загладили грехи своей молодости, укрылись за плащом религии, как за щитом, и, облачившись в этот почтенный наряд, добились права быть самыми дурными людьми на свете». 9 Заключение о пьесе вообще Каждая из пьес, трилогию образующих, словно бы посвящена одному типу, на сейраз определяемому нестолько психологическим складом, сколько складом миропонимания. Их можно обозначить так: Святоша («Тартюф») — БезбожникДонЖуан (« ») — Моралист («Мизантроп »). ЕдвалиМольер сознательно задавался целью такойтриптихсоздать ,и возникалиэти пьесы приобстоятельствах очень несхожих. Но несомненно, что взгляд Мольера взрелыеего годы обращенвглубь духовной жизни соотечественников, всамое еесредоточие, а потому неминуемо должен былвстретиться с этими тремя лицами, воплощающими три вечные пути самоопределениячеловека вмире.9 Таким образом, Ж.-Б. Мольер создал социальную комедию, в которой отразил безнравственность французской аристократии XVII века . В нейсоединены классицизм и барокко: нарушено правило трех единств, развивается несколько сюжетных линий, финал — мистический. «Но еслирассматривать пьесунаболееглубоком уровне , у неевообще нетни места, ни времени действия: она по ту сторону здешнего мира и разворачивается словно в пограничной зоне между жизнью и смертью. Мольер не просто пренебрег единством места, а намеренно его отбросил, так жекак и другие два единства. Невозможно было втиснуть Дон Жуана в узкую рамку. Фантастический, вневременной характер пьесы подчеркнут и появлением в ней Командора: чтобы покарать нечестивца, статуе даны на мгновение жизнь и разум, — она киваетголовойпротягивает , руку, ходити говориттем замогильным голосом, каким наше воображение наделяет сверхъестественные существа. Есть и призрак, делающий последнее предостережение»10 . Главный герой — незаурядная, но испорченная 9 Мольер. Полное собрание сочинений в трех томах. Том первый. Ю. Гинзбург, С. Великовский. Комедиографвеликого века: https://www.litmir.me/br/?b=175536&p=7 10 Ж. Бордонов «Мольер»: https://www.e-reading.club/chapter.php/1022414/105/Bordonov_-_Moler.html 10 личность, «поэтому и пьеса о нем ближе к трагикомедии, чем собственно к комедии»11. В комедии лицемерен не один Дон Жуан. Лицемерным показан и его слуга Сганарель, который сказал бы все в лицо господину, что он о нем думает, если б была смелость. Но без нее он может только начать говорить правду и при первом же замечании перевирать свои собственные слова, превращая хулу в похвалу. Лицемерно большинство людей вокруг Дон Жуана. Это врачи, которые присваивают себе славу Гиппократа, если больной оказался таким богатырем, что его не сгубили ни болезнь, ни лекарства. Это Тартюфы, которыеиспользуют религию ради собственных материальных выгод. К слову о Тартюфе. Ж.-Б. Мольер поднимает тему лицемерия не только в «Дон Жуане», но и в двух других высоких комедиях — «Тартюф, или обманщик» и «Мизантроп». Во всех них он обличает и низлагает с пьедестала лицемеров, и само слово «лицемерзвучит » оченьчастов этихпьесах . Но, намойвзгляд , самаяострая из них — именно «Дон Жуан». В ней слышен смех сквозь слезы, в то время как в других слышится безнадежность, потому что концовки кажутся невероятными, азначит, и лицемеры будто остаются безнаказанными. 11 МольерПолноесобрание . сочинений в трехтомахТом . первый . Ю. Гинзбург, С. Великовский. Комедиографвеликого века: https://www.litmir.me/br/?b=175536&p=9 11 Список литературы 1. Ж.-Б. Мольер «Дон-Жуан»: http://lib.ru/MOLIER/molier2_1.txt 2. Ж. Бордонов «Мольер»: https://www.e-reading.club/book.php?book=1022414 3. Мольер. Полное собрание сочинений в трех томах. Том первый. Ю. Гинзбург, С. Великовский. Комедиографвеликого века: https://www.litmir.me/br/?b=175536&p=7 4. История зарубежной литературы XVII века : Учеб. дляфилолспец . . вузов / Н. А. Жирмундская, З. И. Плавскин, М. В. Разумовская и др.; Под ред. З. И. Плавскина. — М.: Высш. шк., 1987. — 248 с. 12
Отзывы:
input Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв