Трансмедиа как предпосылка эволюции журналистских текстов

Почему новость является сценарным синопсисом действительности? Остались ли некоммерческие жанры журналистики? Правда, что медиапространство состоит из популярных франшиз? Частичные ответы в данной работе.

Тип публикации: Рефераты

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 547f9f3df2ad471e773c6e99
UUID: dfd61160-6280-0137-6e09-525400006e27
Опубликовано: 03.12.2014 23:39
Просмотры: 3959

Current View

Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова Факультет журналистики Кафедра новых медиа и теории коммуникации Трансмедиа как предпосылка эволюции журналистских текстов Работу выполнила: Меншутина А.А. Группа № 503 Преподаватель: Засурский И.И. Москва 2014 1 Содержание: 1. Введение……………………………………………………………….. 3 2. Истоки трансмедиа………………………………………………..........4 3. Мобильные приложения как трансмедиа-площадки……………. .…7 4. Особенности оформления трансмедиа-журналистских текстов.. …..8 5. Репортаж-комикс……………………………………………………. ...10 6. Рецензия как часть промо-кампании……………………………... ….11 7. Фантазии о будущем трансжурналистики……………………………11 8. Заключение……………………………………………………………. 12 9. Список использованной литературы………………………………….13 2 Введение В последнее время в сфере производства контента стало часто употребляться понятие трансмедиа, или кросс-медиа, которое предполагает всеобъемлющее повествование истории с помощью разных медийных площадок (телевидения, веб-порталов, SMM, мобильных приложений и др.). Путем таких мультитехнологий в коммуникационное пространство внедряется вездесущий образ человека или продукта, за которым аудитория спустя какое-то время невольно начинает наблюдать. Трансмедийные проекты сейчас создаются в рамках рекламных и PR-кампаний, совместных творческих инициатив продакшн-студий и телеканалов и т.п. Нам важен не столько сам феномен трансмедиа, который до сих пор продолжает обрастать теоретическими трактовками, сколько связь этого инновационного метода продвижения концептов с журналистикой. Более того, мы хотим расширить определение еще не устоявшегося термина «трансмедиа» и понимать под ним набор стилистических и структурных особенностей создания медиатекста. Пишущий журналист может предоставить свои услуги любой компании, желающей обыграть свой продукт в СМИ. Таким образом, заказчик подает новостной повод, и в прессе появляются репортажи и отчеты с культурно-светских мероприятий, призванных поднять интерес к марке одежды, парфюмерии, автомобиля и т.д. Часто репортерами становятся не профессиональные журналисты, а люди, связанные с индустрией, в которой произошло событие. Например, популярный ресторатор пишет заметку об открытии бара своего друга в журнал другого своего друга. При этом содержательная часть текста не имеет большого значения– нужны красочные фотографии и имена под ними. В данной работе мы хотим проследить тенденцию к формированию трансмедиа-мышления и изучить ее влияние на культуру написания информационных текстов. Также нам необходимо подробнее познакомиться с образцовыми на данный момент исследованиями в области перекрестных медиа. Отдельно разберем жанровые черты журналистских текстов, наполняющих пространство новостных трансмедиа-платформ. 3 Истоки трансмедиа Все серьезные разговоры о трансмедийных технологиях обычно отсылают к трудам американского культуролога, философа, специалиста по «новым» медиа, кино и литературе Генри Дженкинса. В частности, к его книге 2006 года «Конвергентная культура: Где сталкиваются старые и новые медиа» (Convergence culture: Where old and new media collide), в которой автор, в том числе, рассуждает о взаимопроникновении коммуникационных систем и сообществ. Дженкинс считает, что на базе популярных продуктов развлекательной индустрии создаются онлайнкомьюнити, функционирующие по принципу: «никто не знает всего, каждый знает что-то»1. Ученый еще применяет к этим группам по интересам прилагательное “spoiling”, понятное по аналогии с модным в сети словом «спойлить», т.е. преждевременно делиться неизвестными многим фактами (например, деталями сюжета фильма или сериала). Хотя Дженкинс, скорее, подразумевает здесь полезный процесс восполнения отсутствующей у части группы информации. В этой связи он приводит свое объяснение категории коллективного разума: это «способность виртуальных сообществ регулировать уровень общей компетентности ее членов»2. В наше время теория «спойлинга» применима уже не только к форумам реалити-шоу, которыми активно интересовался Дженкинс, а к блогам и социальным сетям. К слову, информационный взаимообмен в онлайнсообществах со временем приобрел многопрофильный характер и перестал концентрироваться в одной лишь развлекательной сфере. Что особенно актуально для нашего исследования, Генри Дженкинс рассматривает медиасреду как источник распространения успешных франшиз типа: книга-фильмвидеоигра и т.п. По методам интеракции со зрителями/читателями/игроками трансмедиа приравниваются к эффективной экономике, которая предполагает наличие «активных, эмоционально вовлеченных и подключенных к социальным сетям»3 1 2 3 Jenkins H. Convergence Culture: Where Old and New Media Collide. Pub : 2006, 308 p., стр.26-27 Там же, стр.27 Там же, стр.20 4 потребителей. Среди реалити-франшиз Дженкинс выделяет шоу AI и Survivor, называя их «первыми инструментами медиаконвергенции»4. Эти проекты объединили старые и новые медиа (ТВ и мобильные/веб-технологии соответственно) и продемонстрировали «многожанровый принцип работы трансмедиа-площадок»5. На более глубокий психологической уровень вышло увлечение кинофраншизами. Целую главу киноман Дженкинс посвящает культовой экранной эпопее «Звездные войны». Именно этот сборник фильмов породил такие явления, как фанфики и косплей. Зрители были настолько поглощены «звездной» историей, что стали сами представать в образах любимых персонажей саги, задействуя джедайские мечи и шлем Дарта Вейдера, а также придумывать альтернативные сюжетные линии. Подобные эксперименты датируются 1978 годом – тогда вышла первая часть франшизы. Здесь мы подходим к ключевому пониманию трансмедиа как полуреальности, в которой сосуществуют вымышленные персонажи и реальные люди, фиктивные и подлинные идеи. Заметим, что о виртуалити речи не идет – перекрестные медиа предполагают присутствие в материальном мире с возможностью заимствовать понравившиеся мифы. Так, просмотр фильма – наблюдение другого придуманного мира, игра в компьютерную игру – временное погружение в этот мир, а покупка атрибутики игры/фильма – легкая причастность к выдумке. Все это сулит финансовую выгоду для создателей и не требует отказа от собственного «я». К примеру, у медиатизированного потребителя может возникнуть желание “изучить Средиземье, показанное во «Властелине колец», посетить родную планету Люка из «Звездных войн» или купить туфли в магазинах из «Секса в большом городе»6”. Для обеспечения этой потребности открываются даже специальные музеи и сувенирные лавки. Тут стоит привести следующий факт: в середине 1950-х гг. построили парк развлечений «Диснейленд», в котором условно ожили брендовые мультипликационные персонажи во главе с МиккиМаусом. Дженкинс и подражающие ему исследователи начинают с этого периода официальную хронику развития трансмедиа. 4 Там же, стр.59 Conley T. Book Review Convergence Culture: Where Old and New Med ia Collide /hastac.org 6 transmediaevolution.wordpress.com/ transmedia future 5 5 Transmedia storytelling - исходящее из всего вышесказанного название технологии производства развлекательного контента. «Сторителлинг»- это масштабная сценарная концепция, реализуемая через несколько разноформатных платформ. Каждая из них поразному представляет персонажей, но должна логически соотноситься с остальными задействованными медиа. Причем площадки с более широкой аудиторией помогают привлечь внимание к менее популярным. Кстати, на сайте cinemotionlab.com есть любопытная подборка недавних трансмедийных проектов7: - Книга Кэти - книжный роман Шона Стюарта и Джордана Вайсмана с элементами альтернативной реалити-игры. - Year Zero - альтернативная реалити-игра по мотивам одноименного альбома группы «Nine Inch Nails». - ReGenesis – канадский сериал про ученых, дополненный игрой и серией подкастов. На принципах «сторителлинга» строится сейчас и журналистика, которая в блогерской среде уже приобрела приставку «трансмедиа»8. Сила распространения, потенциал к многоканальной передаче, сериально-продолжительный характер, построение мира, глубокое вовлечение аудитории и вторжение в ее сознание – все, что писал Дженкинс о продуктах медиа-индустрии на своем личном сайте9 -, частично относится к методам подачи новостей. Ведь в СМИ тоже создаются истории вокруг определенных людей и ситуаций, которые так активно дублируются или воссоздаются на разных ресурсах, что уже неизвестен первоисточник. В широком смысле трансмедиа подразумевают общественно-цифровой миропорядок, при котором люди превращаются в образы, а вымышленные персонажи, наоборот, материализуются. Реальные человеческие истории становятся неправдоподобными сценариями новостей, а фантазии обретают достоверность. 7 www.cinemotionlab.co m/ Trans media storytelling: одна история для разных платформ 8 transmediajournalis m.org 9 Jenkins H. TransmediaStorytelling//Confessions оf an Aca-Fan:Official Weblog Of H.Jenkins 6 В самом узком смысле трансмедиа – это набор новейших цепных технологий создания и продвижения контента, в том числе внедряемый в журналистскую сферу. Мобильные приложения как трансмедиа-площадки Мода читать новости с экрана своего гаджета породила весомое количество новостных приложений. Многие из них являются адаптированными версиями изданий, сайтов и даже поисковых систем (Google News, Yandex Новости и др.). Есть и самостоятельные приложения, в которых собраны сразу все основные информационные источники (Anews, News Republic, Surfingboard, Flipboard и др). Одна из новинок Appstore – стартап Umano, позволяющий слушать выбранные статьи. По сути, с помощью любого мультиресурсного сервиса можно создать трансмедийный проект: сконцентрировать в одном месте множество однотипных новостей, плюс к тому – подкасты, видеоблоги и, конечно, соцкнопка «поделиться». Kula Tech У технологий конвертации СМИ в мобильные приложения есть свое имя и лицо. Kulaодин из самых успешных сервисов, занимающихся версткой цифровых изданий, а когда-то это был небольшой стартап IT-предпринимателя Антона Пронина10. Именно ему принадлежит идея добавления эффекта перелистывания страниц на экране планшета, чтобы у читателя создавалось ощущение, что он читает бумажный журнал, или немного больше. На счету у компании Kula и оцифрованный глянец (Maxim, Elle, Marie Claire) и софт-версии популярных сайтов (Women’s Day, Buro 24/7). К тому же, Пронин первым осуществил идею персонализированного цифрового журнала, конкурентные варианты которого мы перечислили выше. В последнем случае пользователи могут самостоятельно верстать новостное приложение по своему вкусу, добавляя любимые источники, словно ингредиенты для создания собственной повестки дня. Получается своего рода пресс-закусочная. 10 Краузова Е. Конструктор для медиа: бесплатное приложение и до хо д 30 тыс. до лл. в месяц /РБК Daily 7 Наверное, преждевременно говорить о преобразованиях текстовой структуры новостей под влиянием подобных новшеств, но они все–таки прослеживаются. Особенности оформления трансмедиа-журналистских текстов В этой части работы мы, собственно, изучим информационный контент существующих типов мобильных приложений и выясним, как конвертация в другие форматы отражается на качестве контента. Персонализированный журнал, или новостной конструктор ЛЕГО Наиболее ярким представителем данной категории является, по нашему мнению, приложение News Republic, потому что там есть функция "настроение". Просмотр каждой новости можно сопроводить грустным, радостным или удивленным смайликом. Так даже экономический отчет превращается в элемент игровой коммуникации. Очевидно, что весь этот софт для гаджетов не просто привязан к социальным сетям, но использует их главенствующий принцип - дженкинсовский «спойлинг». Читатель делится с другими своим опытом ознакомления с новостью и дает графическую рекомендацию: читать или не читать. Для сравнения, комментарий пользователя переосмысливает проблему, поставленную в журналистском тексте, но не выражает интерес или равнодушие к нему в целом. Что касается особенностей верстки, то ее можно назвать классической в современном понимании этого слова, т.е. в сравнении с оформлением статей на веб-сайтах. Разве что, тексты выровнены по размеру экрана устройства и иногда сокращены (с возможностью полного просмотра на официальном сайте). Существует система рубрикации, которая в News Rep. представлена прямоугольными озаглавленными окошками, а в Anews, например, разлинованными списками лент с красной подводкой. Никаких особых дизайнерских украшений такие приложения не используют, кроме размера шрифтов и фотографий. Кстати, стоит обратить внимание на способы 8 добавления фотогалерей к новостям. В News Rep. они публикуются над текстом в виде папки. Есть закономерности в размещении рекламы: это вирусные всплывающие окна, часто с автоматическим переходом в цифровой магазин. Оригинальное содержание статей остается неизменным, но заметна одна негативная тенденция – опускание имени автора. Любое приложение-сборник фактически присваивает себе чужие материалы, потому что фамилию журналиста можно увидеть только на сайте-первоисточнике, а переключаются туда далеко не все читатели. Электронный журнал Как мы уже намекали, IPad-версии изданий являются идеальными платформами для трансжурналистики. Ведь они позволяют превращать каждый отдельный текст в аудиовизуальное сообщение без ущерба для содержания. Читателю предлагается тот же самый материал, что и в печатной версии, но с дополнительными функциями: кликабельными окошками, оглавлением с ссылкой на нужную страницу, встроенными видео- и аудиофайлами. В этом пункте хотелось бы немного поговорить о вызванной новыми технологиями эволюции журналистских жанров. Так в оцифрованных печатных изданиях присутствует специфический вид событийного репортажа, который состоит из фотографий и небольших скрытых комментариев к ним (те самые окошки). Данный тип материалов встречается, главным образом, в развлекательной прессе и затрагивает различные фуршетные мероприятия. В оцифрованном виде выходит интерактивный репортаж, напоминающий детскую настольную игру: водишь пальцем по поверхности, нажимаешь на непонятные участки, разворачиваешь карточки и открываешь таким образом всѐ новые факты. Создается эффект вовлеченности и интриги. В журнале обычно рассматривают картинки, но игнорируют текстовое сопровождение. На экране гаджета невольное прикосновение пальцев к картинке активирует информационное мини-поле, а его содержимое уже трудно не прочитать. 9 Репортаж-комикс Закончим играть в мобильные игры и попробуем найти другие проявления трансмедиамышления. В предыдущих частях работы мы упоминали о кинофраншизах и альтернативных формах существования популярных экранных персонажей. Тогда мы забыли рассказать о комиксах, которые могут ложиться в основу сценариев фильмов или, наоборот, красочно резюмировать их содержание. С давних пор иллюстрированные истории создаются по мотивам книг, а теперь, похоже, используются для изложения новостей. В глянцевых журналах можно встретить множество которых примеров репортажей, в корреспондентами выступают профессиональные художники. В частности, в российской версии известного журнала The Hollywood Reporter встречаются комикс-отчеты со съемок картин, а также из закулисья кинофестивалей11. Перед нами выдуманный рассказ в картинках по события. Автор мотивам реального предполагает, как проходит подготовка к кинопремии, поэтому использует рисунки вместо фотографий, однако суть происходящего передана правдиво. 11 The Hollywood Reporter. Российское издание, №2 (23) 2014, с.58 10 Рецензия как часть промо-кампании Не остался без изменений и любимый в культурной журналистике жанр рецензии. Теперь это не самостоятельный аналитический разбор произведения искусства, а составляющая PR-схемы по продвижению нового фильма, концерта и т.п. Любое информационно-развлекательное впечатления своих издание сотрудников от старается очередного заранее опубликовать творческого достижения человечества, для чего отправляет их на предпремьерные показы, открытия выставок и корнеров. Поэтому можно смело заявить, что у рецензии есть рекламная функция. В таком тексте должно быть ограниченное число знаков, возможна фраза о важности посещения мероприятия, и ни в коем случае нельзя сразу выдавать ключевые факты, другими словами, спойлить. Хотя о деградации жанра говорить еще рано. Никто не запрещает писать хорошие тексты и использовать в них литературные обороты. Главная идея в том, что журналистская рецензия тоже становится частью франшизы, сообщая о готовящемся событии и помогая тем самым дистрибьюторам. Фантазии о будущем трансжурналистики Прогнозировать появление новых медиажанров мы, пожалуй, не будем. Ограничимся рассуждением о технологических перспективах распространения новостей. Конечно, возможности мобильного софта не достигли предела. В ближайшем будущем вполне можно ожидать и 3D - приложений. Ведь уже давно практикуется создание Применение их в объемных и даже СМИ позволит в одной анимированных фотографий. картинке уместить всех присутствующих участников события и отобразить его смысл. Придется только немного поработать над разрешением экрана смартфона или компьютера. Текст новости можно пустить бегущей строкой, для чего тоже есть специальные программы, прямо вдоль 3D - изображения, чтобы сократить время на его чтение. А если заглянуть еще дальше, то легко представить, как каждый объект на фотографии оживает при нажатии, как будто на видеозаписи. 11 Заключение В данном исследовании мы пытались выполнить сразу несколько задач: узнать происхождение модного сейчас понятия «трансмедиа», разграничить узкое и широкое понимание этого слова и применить его в контексте журналистики. Базовые теоретические знания по вопросу о трансмедиа помогли нам найти общие черты в процессах создания ТВ- и кинопроектов, с которыми сейчас прочно ассоциируются ТМ, и журналистских материалов. Умышленно много сказано о мобильных СМИ, так как это пока еще новейший способ передачи информации. Хотя с трансмедийными текстами можно встретиться даже в печатной прессе, о чем свидетельствуют непривычные изменения в отдельных жанрах периодической печати, как-то: рецензия и репортаж. Мы выяснили, что во многих случаях конвертация (из журнала/сайта в приложение), не вредит качеству контента, а, наоборот, его приукрашает. Печатный лист не позволяет осуществлять иных манипуляций со статьей, кроме чтения, а сенсорный экран превращает новость в игровую площадку. Наверное, не все описанные нами тенденции аргументируют слово «эволюция» в теме этой работы. Однако нельзя не признать господство клипового мышления, которое мы хотим называть на философский манер трансмышлением. Меняются представления о мире, множатся источники выражения своего личного опыта существования в нем. Пусть будет уничтожена способность к написанию больших медиатекстов, зато усложнятся коды, заложенные в изображениях. Возвращаясь к основам сторителлинга, трансмедиа-новости представляют собой сценарные заготовки, обещающие впереди большой экшн. Иногда не нужно даже открывать ссылочные лиды, чтобы понять, чем наполнено информационное пространство. 12 Список использованной литературы:  Блог transmediaevolution.wordpress.com  Блог transmediajournalism.org  Блог henryjenkins.org  Журнал «The Hollywood Reporter. Российское издание», №2 (23) 2014  Краузова Е. Конструктор для медиа: бесплатное приложение и доход 30 тыс. долл. в месяц/РБК Daily  Сайт cinemotionlab.com/ Transmedia storytelling: одна история для разных платформ  Conley T. Book Review Convergence Culture: Where Old and New Media Collide/hastac.org  Jenkins H. Convergence Culture: Where Old and New Media Collide. Pub: 2006, 308 p. 13

- у работы пока нет рецензий -