Твиттер-элита России: кто такие топовые блогеры и какие стратегии сделали их таковыми?

Целью данной работы является рассмотрение стратегий продвижения топовых блогеров российского сегмента социальной сети Twitter, исходя из их социальных и журналистских ролей.

Тип публикации: Рефераты

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 548e553cf2ad471e773c6f19
UUID: e0548730-6280-0137-6e49-525400006e27
Опубликовано: 15.12.2014 03:27
Просмотры: 1978

Current View

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. Ломоносова ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ Кафедра новых медиа и теории коммуникаций Реферат на тему: «Твиттер-элита России: кто такие топовые блогеры и какие стратегии сделали их таковыми?» работа студентки 5 курса 512 группы Логиновой Яны Преподаватель: к.ф.н. И.И. Засурский Москва 2014 2 Оглавление Введение...........................................................................................................3 Твиттер-элита России – кто это?....................................................................5 Стратегии продвижения твиттер-пользователей..........................................8 Заключение.....................................................................................................13 Список использованной литературы...........................................................14 3 Введение За последнее десятилетие интернет-технологии совершили огромный скачок, породив такое явление как социальные сети. Уже каждый школьник знает, что помощью социальных сетей сейчас можно не только поддерживать связи со знакомыми из других стран и городов или найти единомышленников, но даже выводить людей на улицы, порождая массовые протесты, или выиграть избирательную кампанию (самый яркий пример – Барак, Обама, во многом обязанный своей победе мощному продвижению в интернете – в частности, созданию для своих сторонников отдельной социальной сети1). В гиперинформационном мире креативность участников бизнеспроцессов, степень их активности в социальных сообществах, становятся залогом конкурентоспособности компаний. Поведение политиков, бизнеса, медийных персон или обычных в соцсетях – пользователей – становится инструментом брендинга. Степень влияния участника сообщества на аудиторию при этом возрастает в разы, поскольку предполагает большую, нежели, скажем, при написании традиционного журналистского текста, интерактивность; а также наличие сразу нескольких «ролей», отличающихся по методам взаимодействия с аудиторией. Таким образом, целью данной работы является рассмотрение социальных и журналистских ролей, применяемых в социальной сети Twitter топовыми блогерами российского сегмента. Базовым материалом, на которых будет основываться исследование, станут наработки И.В. Стечкина, вошедшие в диссертацию «Эволюция социально-функциональных ролей журналиста в интернете», эмпирическую же часть исследования составят твиты блогеров социальной сети Twitter. 1 Обама покорил Интернет // Взгляд, деловая газета. – URL: http://vz.ru/politics/2008/6/16/177899.html 4 Твиттер-элита России – кто это? Как и в классических СМИ, в социальных сетях формируются свои лидеры – топ-блогеры, мнение которых наиболее важно для аудитории. Они – узловые точки социальных сетей, основной источник информации для сотен и тысяч других пользователей социальных сетей 2. Прежде чем рассматривать механизмы влияния на аудиторию и средства продвижения топ-блогеров твиттера, необходимо выяснить, кого мы подразумеваем под данным названием. Традиционно можно считать «твиттер-элитой» тех блогеров, число подписчиков которых является наиболее большим. Так, подборки рейтингов, собранные утилитой twitter counter3, рисуют нам следующую картину: 2 «Твит – не воробей, вылетит – заскриншотят» или правила безопасного поведения в социальных сетях // Коммуникационное агентство Fresh Russian Communications. – URL: http://www.frcpr.com/ru/articles/tvit-ne-vorobej-vyletit-zaskrinshotyat-ili-pravila-bezopasnogo-povedeniya-v-socialnyhsetyah/ 3 http://twittercounter.com/pages/100?time_zone=Moscow 5 Как мы видим, подборка исключительно по числу фолловеров является не вполне релевантной исследованию, поскольку не все из твиттераккаунтов являются медийными персонажами: среди самых топовых аккаунтов промелькивают аккаунты СМИ. Однако если откинуть неподходящие нам аккаунты, практически весь рейтинг будет состоять из звезд шоу-бизнеса (Дима Билан, Иван Ургант, Павел Воля, Сергей Лазарев и т.д), что нам представляется не вполне правильным: как показали наблюдения за протестами декабря 2011 года, наиболее активным сегментом твиттера является «политический» и «медийный» разделы блогеров (события на Украине и в Росси в этом году также подтверждают это предположение) Доказывается это частотой упоминания в Яндекс.блогах: так, например, на середину 2012 года пятью топ-блогерами по частоте упоминания являлись 4 Ксения Собчак, Алексей Навальный, Ксения Бородина, Алена Водонаева, Дмитрий Медведев, что уже (на некоторую долю) ближе к истине. 4 ТОП 5 самых популярных микроблогов Твиттера в рунете // netbu.ru. – URL: http://netbu.ru/socialnye-seti/twitter/top-5-samyh-populyarnyh-mikroblokov-twittera-v-runete.html 6 Однако и данный метод не является однозначно верным. Поэтому в данной работе мы приняли решение определять «элиту», основываясь на собственном опыте пребывания в данной социальной сети, эмпирическим путем. Также при составлении списка, помимо т.е. 1) количества числа фолловеров, учитывалась еще и способность определять 2) дискурс российского сегмента соцсети. Именно для этого мы и будем пользоваться наработками о социально-функциональных ролях журналиста. (Принятый не так давно закон о приравнивании блогеров к СМИ 5 только упростит понятийный аппарат данного исследования). Разумеется, совсем обходить топовых блогеров из лица звезд шоу-бизнеса было бы неправильным, поэтому в качестве образца данного сегмента твитер-элиты мы возьмем твиттеры Павла Воли и Ивана Урганта. Итого, получившийся список, послуживший исследования, выглядит так: 1. Pavel Volya @RealVolya (2,156,075) 2. Ivan Urgant @urgantcom (2,596,043) 3. Тина Канделаки @tina_kandelaki (1,640,424) 4. Ксения Собчак @xenia_sobchak (1,012,954) 5. Пeрзидент Роисси @KermlinRussia (1,062,326) 6. Alexey Navalny @navalny (839,160) 7. Vladimir Soloviev @VRSoloviev (755,025) 8. Dmitry Rogozin (406,684) 9. Alexey Venediktov @aavst (377, 034) 5 Блогеров приравняли к прессе // Газета.ру. – URL: http://www.gazeta.ru/business/2014/04/18/5998185.shtml объектом для 7 10. Ilya Varlamov @varlamov (204,473) 11. Никита Белых @NikitaBelyh (200,601) 12. Рустем Адагамов @adagamov (185,778) 13. Plushev @plushev (153,636) 14. Рыков @rykov (134,895) 15. Kashin @KSHN (115, 531) 8 Стратегии продвижения твиттер-пользователей Стратегии продвижения в твиттере можно условно разделить на две категории: 1) те, которые обеспечиваются в основном засчет самого инструментала твиттера (высокая частота твитов, репосты, использование ключевых слов или хештегов), 2) те, которые подразумевают интерактивность и разнообразное взаимодействие с аудиторией. Остановимся подробнее на второй категории. Под ней подразумевается спектр социально-функциональных ролей 6, используемых блогером/журналистом в Интернете. Подходящими под формат соцсетей являются (помимо используемых «по умолчанию» ролей автора, интернетпользователя и организатора): – фасилитатор: упрощает материал для понимания читателями – агент влияния: занимается лоббированием некой точки зрения – медиатор: посредник между точками зрения – модератор: организатор творческого процесса – insitor: в процессе наполнения сайта контентом выполняет copy-paste необходимых ссылок; – маркетолог/социолог – диспечер: обеспечивает «вхождение» в поток информации посредством выборки (подкасты и т.д) Что же касается исследуемых блогеров, то начать хотелось бы с первой группы пользователей, обеспечивших себе популярность посредством упора на инструментарий твиттера (Павел Воля, Иван Ургант, Тина Канделаки). Твиты их аккаунтов содержат в себе все составляющие: активное 6 Стечкин И.В. Роли журналиста в Интернете // Slideshare.com. – URL: http://www.slideshare.net/stechkin 9 использование хештегов, репосты с помощью repostapp (его отличие от обычного ретвита в том, что приложение оставляет автором твита репостнувшего, повышая тем самым количество написанного собственно собой); большую часть занимают внешние ссылки на youtube и instagram (думаю, автоматический дубляж информации из приложений типа instagram выполняет также роль insitor’а из второй категории ролей). Что касается твиттера Ксении Собчак, то такое же «расшаривание» постов инстаграма сочетается с другими элементами, как, например, ретвиты постов с упоминанием (не mentions) себя, а также частые репосты новостных твиттером с собственными комментариями. Например, такой твит выполняет роль агента влияния (поскольку видна позиция Ксении по этому поводу) и insitor’ а (есть внешняя ссылка) одновременно: Твитов с ролью агента влияния достаточно много (Ксения комментирует выступление Путина): Аналогично Ксении ведет себя в твиттере Дмитрий Рогозин: 10 Отдельно стоит рассказать о твиттере Перзидента Роиссии, поскольку он единственный известный топ-блогер, являющийся, по сути, виртуалом, и завоевавший популярность исключительно собственной стратегии (поскольку практически у всех блогеров был некий «базис» в виде известности, начавшейся задолго до социальных сетей, наши исследования нельзя считать однозначно верными). Так, практически все твиты и ретвиты данного юзера выполняют роль фасилитатора, то есть предельно упрощают новостные поводы (плюс подают их в саркастичном ключе, что изначально являлось уникальным стилем данного юзера, вскоре подхваченным половиной юзеров твиттера): 11 Аналогичную функцию, плюс роль агента влияния (Алексей всегда был известен в первую очередь своей политической позицией) выполняют твиты Навального. 12 А вот, например, твиты Венедиктова – пример роли insitor’а (копируется заголовок новости без всяких оценок) и модератора (поскольку ведут на его сайт, то есть предоставляют площадку для дискуссий): Твиты известного губернатора Никиты Белых – интересный пример давления на все «болевые точки» сразу: часты твиты с фотографиями родного края, сопровождающиеся большим количеством хештегов; далее следует ссылка или ретвит новостного повода – встречу или заседание с его участием – а после владелец твиттера берет на себя роль фасилитатора, в 140 символах объясняющего, в чем была суть данного заседания. Удивительно, но среди пользователей твиттера редки роли модератора и социолога (если не считать периодически появляющихся бытовых вопросов к аудитории у Ильи Варламова и Максима Каца). Образцовым в этом плане можно считать скандальный твит Плющева, касающийся несчастного случая 13 с сыном Сергея Иванова. Общественный резонанс был столь велик, что журналист чуть не лишился рабочего места, однако с точки зрения продвижения и привлечения внимания – подобная роль модератора и социолога, бесспорно, сыграна хорошо: 14 Заключение В данной работе мы кратко охарактеризовали стратегию продвижения топовых блогеров в социальной сети Twitter, пользуясь характеристиками юзеров как интернет-журналистов с той или иной социально- функциональной ролью. Невозможно однозначно сказать, какая из рассмотренных стратегий лучше или хуже, поскольку тот или иной стиль постинга в соцсетях не всегда является имиджеобразующей составляющей того или иного юзера, а чаще всего является следствием разных факторов (наличие или отсутствие свободного времени, выход в интернет с ПК или портативного устройства, помощь в ведении твиттера специалистами). Однако стратегия успеха в социальных сетях – это не только сочетание разнообразных способов подачи контента и привлечения к нему, а прежде всего – интерактивность, общение с реальными людьми или коллегами по цеху (именно такую стратегию, не вписывающуюся в теоретические рамки нашего исследования, например, выбрал Михаил Ходорковский (@mich261213), не рассмотренный в основной части нашего исследования). Стоит отметить характерные особенности тех или иных групп блогеров: так, функциональное назначение хэштегов сохраняется преимущественно у блогеров шоу-бизнеса, в то время как блогеры, заведующие политическим дискурсом русскоязычного сегмента твиттера, предпочитают ими не пользоваться в пользу других инструментов продвижения. 15 Список использованной литературы 1. «Твит – не воробей, вылетит – заскриншотят» или правила безопасного поведения в социальных сетях // Коммуникационное агентство Fresh Russian Communications. – URL: http://www.frcpr.com/ru/articles/tvit-ne-vorobej-vyletit-zaskrinshotyat-ili-pravilabezopasnogo-povedeniya-v-socialnyh-setyah/ 2. 3. http://twittercounter.com/pages/100?time_zone=Moscow Блогеров приравняли к прессе // Газета.ру. – URL: http://www.gazeta.ru/business/2014/04/18/5998185.shtml 4. Обама покорил Интернет // Взгляд, деловая газета. – URL: http://vz.ru/politics/2008/6/16/177899.html 5. Стечкин И.В. Роли журналиста в Интернете // Slideshare.com. – URL: http://www.slideshare.net/stechkin 6. ТОП 5 самых популярных микроблогов Твиттера в рунете // netbu.ru. – URL: http://netbu.ru/socialnye-seti/twitter/top-5-samyhpopulyarnyh-mikroblokov-twittera-v-runete.html 7. https://twitter.com

- у работы пока нет рецензий -