ЖУРНАЛЫ МОД ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА КАК ПРООБРАЗ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНСКИХ ЖУРНАЛОВ

Сравнительный анализ изданий для женщин до Революции и XXI века

Тип публикации: Рефераты

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 5488e907f2ad471e773c6ecd
UUID: e0045220-6280-0137-6e23-525400006e27
Опубликовано: 11.12.2014 00:44
Просмотры: 2737

Current View

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОМОНОСОВА __________________________________________________________________ Кафедра периодической печати ЖУРНАЛЫ МОД ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIXВЕКА КАК ПРАОБРАЗ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНСКИХ ЖУРНАЛОВ Реферат студентки V курса д/о (гр. 502) БОЙКО В. Н. Научный руководитель – доцент И. И. ЗАСУРСКИЙ Москва-2014 СОДЕРЖАНИЕ  Ведение. История модных журналов в России ……………………….………...3  Сравнительный анализ изданий для женщин до Революции и XXI века …….6  Заключение .……………………………………………………………………...11  Список источников ……………………………………………………………...13 История модных журналов в России Свою историю индустрия журналов моды ведёт с XVII века. До этого роль модного информатора выполняли куклы-пандоры. К ним прилагался целый гардероб: сундучки с одеждой, духи и аксессуары. Такую куклу можно было пересылать и вживую знакомиться с новинками моды. Понятно, что «подписывалась» на кукол-пандор только высшая аристократия, в том числе королевы и принцессы. Предшественником литературно-критического модных журналов содержания можно Mercure назвать galant журнал («Галантный Меркурий»). Привилегия на его издание была выдана в 1672 году Жану Донно де Визе, литератору, журналисту и преуспевающему издателю, лично королем Людовиком XIV. Первый настоящий иллюстрированный журнал мод тоже появился во Франции – в 1785 году. Назывался Cabinet des Modes. Первый журнал для женщин в России создал самый известный издатель и литератор екатерининской эпохи Николай Новиков. Назывался он «Модное ежемесячное издание, или библиотека для дамского туалета». Как пишет Евгения Ласкина в статье для сайта Casual: «В журнале, состоящем в основном из литературных материалов, преобладала характерная для Европы интонация мужского восхищения слабым полом. Это было развлекательное чтиво для женщин, с обилием стихов, поэм, переводов модных авторов, анекдотов, кроме того, в журнале присутствовали страницы мод и подборка любопытных фактов. В виде приложения выходили картинки мод с подписями на русском языке: «Щеголиха на гулянье», «Раскрытые прелести» и т.д., в которых улавливается чуть ироничный тон издателя. Эти странички считаются образцом русской модной иллюстрации того времени. Целью подобного «женского журнала» было «доставить прекрасному полу в свободные часы приятное чтение»1. Однако вскоре журнал пришлось закрыть из-за отсутствия подписчиков, а соответственно, и денег. Первым долгожителем оказался «Дамский журнал» князя П.И. Шаликова. Он 1 http://www.casual-info.ru/moda/wardrobe/168/44778/ выходил в течение 10 лет. «Женские журналы были достаточно выгодным коммерческим предприятием. Они носили универсальный характер, в них публиковалось все: от новинок литературы до советов по домоводству и парижских модных картинок», – добавляет Ласкина. Интерес к женщинам как к отдельной аудитории подчёркивает тот факт, что даже «Вестник Европы» (нейтральный информационный журнал) в начале XIX века открыл раздел «Моды». Информацию о модах можно было получить не только в модных журналах, популярные газеты посвящали свои колонки модным новинкам и светским новостям с описанием туалетов присутствовавших особ. Вообще, описание нескольких удачных с точки зрения автора нарядов в качестве отражения текущих тенденций было широко распространено. Можно сказать, что свою волю диктовали не модельеры и модные дома, которые к тому времени не были развиты так, как в ХХ веке, а сами женщины. Конечно, речь не идёт о влиянии того, что называется сейчас street-fashion. Такой законодательницей могла стать только особа из высшего света, причём её вкус должен был уже считаться достаточно изысканным. Индустрию одежды второй половины XIX века сопровождало большое количество тематических изданий. Причём существовали такие журналы, как «Вестник моды для модисток», чьё внимание сосредотачивалось исключительно на шляпках, или «Вестник моды для портных», чьим предметом были технологические аспекты. Кроме этого, выходило множество изданий о том, как украсить свой дом, о вышивках и другом рукоделии, советы по этикету. Все они служили тому, чтобы провести женщину через все сложности жизни и сделать её образцовой хозяйкой и матерью. Конечно, когда мы говорим обо всех этих журналах, стоит понимать, что они были ориентированы исключительно на аристократию и обеспеченную буржуазию, в то время как миллионы женщин на ткацких фабриках, в швейных мастерских, вышивальщицы, которые трудились целыми днями, не могли и мечтать хотя бы о примерном великолепии модных картинок. И все заботы, разрешить которые берутся авторы изданий, также соотносятся с социальным положением женщины. Хотя нельзя не отметить некоторое противоречие в целевой аудитории «внутри» журнала. В одном номере соседствуют статья о модных силуэтах и гарнировке (отделке), в которой призывают использовать дорогие материалы и постоянно обновлять гардероб, и советы, как самостоятельно выводить пятна на ковре или собрать достойное приданое при стеснённых средствах. Мне здесь видится две причины. Во-первых, представление об идеальной женщине как о матери и хранительнице домашнего очага, хорошей хозяйке. Тогда домашние советы пригодятся если не ей самой, то её прислуге. Либо же дело в том, что женский журнал, как и сейчас, дарит мечту о другой, красивой жизни. Читая его, можно хотя бы мысленно примерить дорогое модное платье или шляпку. В наши дни женщины покупают в большинстве случаев глянец не для того, чтобы действительно выбрать себе одежду люксовых марок, а чтобы просто полюбоваться профессиональными бьюти- фотографиями. А какие практические советы идут в приложении: как привлечь мужчину или «корзиночка для ключей, отделанная лёгкой вышивкой» 2 – не так важно. В XIX веке место фотографий достойно занимали рисованные художественному стилю иллюстрации, своего которые времени (например, соответствовали «гибсоновские девушки»), а если позволяли финансы, можно было дополнительно выписывать большие раскрашенные литографии. 2 «Модный курьер». 1899 г., № 30, с. 242 Сравнительный анализ изданий для женщин до Революции и XXI века Рассматривая рынок модных изданий второй половины XIX века – первой четверти ХХ и современный, можно отметить, что содержательно один журнал того времени заменили три тематические ветви: непосредственно журналы мод, издания о хозяйстве (сюда можно в какой-то степени включить lifestyle-журналы) и практически ориентированные журналы с выкройками и схемами вязания и других рукоделий (самый известный сейчас, наверное, Burda). В XIX веке были отдельные журналы хозяйства и рукоделий, но их количество несопоставимо мало по сравнению с женскими журналами общего профиля. Кроме этого, были отдельные издания о воспитании детей, и в начале ХХ века появились журналы для эмансипированных дам о «женском вопросе», но в данной работе они не рассматриваются. Дореволюционные журналы были призваны скрашивать досуг обеспеченных девушек и женщин. Редакторами многих популярных изданий были мужчины. По этим двум причинам содержание журналов, а также подбор литературных произведений были ограничены представлениями о традиционной роли женщины в обществе. Среди известных издателей-мужчин был Николай Павлович Аловерт. Под его руководством издавалось множество популярных журналов, не только женских, но именно они были особенно популярны: «Модный курьер: Издание для портних», «Модный свет», «Модный магазин», «Новый русский базар», «Вестник моды», «Парижская мода». «Вестник моды» вообще можно назвать одним из самых популярных женских журналов в России. Он выходил еженедельно более 30 лет, с 1885 по 1918 годы. Даже в годы Первой мировой войны он не переставал выходить, хотя и в сокращённом объёме и с несколько изменённым наполнением. Одной из причин востребованности можно назвать его оперативность. Тогда русские модные журналы были переводами французских изданий, иногда через немецкие. Аловерту удалось наладить почтовые пересылки так, что русский номер выходил всего через день после французских оригиналов (модный отдел составлялся по рисункам нескольких изданий). В журнале нет постоянного содержания, как принято сейчас, но есть несколько повторяющихся рубрик. Номера всегда начинаются с «описания модных рисунков», куда входит не только подробный рассказ о платьях, включая ткани и гарнировку, но также описания вышивок, кружев и отделки, которыми можно украсить предметы интерьера. Умение самостоятельно выполнять женские работы, ценилось, причём не только «вышивать бисером чехольчик для зубочистки», но и полноценно кроить и шить. «Едва ли найдется область, в которой посредством прилежания и искусства, женщины могли бы соблюсти большую экономию, чем приняв на себя шитье и переделку своих и детских платьев и белья» 3 – так пишет об этом журнал. Следующая непременная рубрика – «Модная хроника». В ней журналистка пишет о тенденциях, об отдельных деталях туалета или о подходящей одежде для разных случаев. Часто она называет определённых персон, бывших на балу или в театре, как носительниц модных тенденций. Это подсказка для тех, кто также был на мероприятии, для остальных следует подробное описание костюма с указанием тканей. Интересно, что свёрстаны страницы совсем не так, как сейчас. Рисунки платьев и отдельных фрагментов помещены прямо в тексте без какого-то порядка. Чтобы читательницы не путались, все наряды пронумерованы и каждому номеру соответствует своё описание. Но это сделано только для разделов-описаний. В «Модной хронике» все наряды даны вперемешку. Далее модная часть продолжалась только рисунками, шли статьи об этикете, хозяйственные советы, рецепты, художественные произведения (обычно главы романов), новости, анекдоты и т. д. Только в начале ХХ века появляются материалы, отдалённо напоминающие содержание современных изданий для женской аудитории. Это психологические статьи, в которых рассказывается о любви в браке. Но они были завязаны на реалии военного времени. Важно было сохранить 3 «Вестник моды». 1885 г., № 1, с. 10 семью. Женщине даже советуют прощать измену. В повседневной жизни необходимо привлекательно выглядеть, не запускать себя. Чтобы не потеряться на фоне других женщин, можно вечером подкрашивать лицо. Как образец достойного поведения приводится письмо девушки, к которой её возлюбленный вернулся искалеченным, но она, несмотря на это, вышла за него замуж. Вопросы возраста и лишнего веса волновали прекрасную половину человечества и в XIX веке. «Вестник моды» в 1885 году считал, что седые парики, как и действительно седые волосы при опрятной причёске добавляют женщине оригинальности, и поэтому не стоит их закрашивать. Это выглядит смешно: «Возраст вообще не исключает красоты, если только ж сумеют отрешиться от неуместных претензий; ничто так не отвратительно в старухах, как желание казаться молодыми» 4 . Номер первый за 1887 год говорит об излишней полноте или худобе – ни то, ни другое автор не одобряет. Причиной полноты он закономерно считает сидячие привычки. Однако такие проблемы можно скрыть при помощи грамотно подобранной одежды, считает он. Выходящий четыре раза в месяц «Вестник моды» – довольно объёмный журнал, более 15 полос. Запущенный Аловертом в 1899 году «Модный курьер» тоньше – до 10 полос. На современном рынке можно провести аналогию с тонкими журналами типа «Лиза». Редактор в первом номере сообщает нам, что «Открывая подписку на новый модный журнал мы не будем делать пышных обещаний, как не делали их при основании «Вестника моды». «Вестник моды» и доверие, которым пользуется он среди наших читателей, известны, и поэтому прибавлять, что новый журнал будет вестись с тою же добросовестностью – лишнее»5. Но пока в содержательном плане он сильно проигрывает своему старшему собрату: остались только три основные рубрики: модные новости, описание рисунков и раскрашенных картин и 4 5 Там же, с. 12 «Модный курьер». 1899 г., № 1, с. 12 литература. Ещё довольно регулярно появляются афоризмы «О дружбе», «О любви» и, как ни странно, «О деньгах». Возможно, из-за небольшого объёма тут просматривается «тема номера». Это может быть свадьба, бальная мода, зимняя или прогулочная, для занятий спортом, для детей и младенцев, даже траурная. Там мы встречаем, правда только однажды, статью на тему психологии, перевод из английского журнала с остроумными комментариями. «В современной Англии, также как и в средневековой Франции женщины ощущают ту же потребность пускаться в бесконечные рассуждения о происхождении, формах и утонченностях чувства, играющего в их жизни такую важную роль» 6 , – в общем-то ничего и не изменилось со времён средневековья. Тему для материала – в каком возрасте мужчины наиболее привлекательны для женщин – мы могли бы найти в любом современном издании, даже ответ был бы похож. Историкам моды было бы интересно узнать, что любовь к модным образам прошлого появилась далеко не в конце ХХ века. Весь девятнадцатый век стремился показать своё родство с прошедшими эпохами: «Современная мода – дитя удаляющегося века. Со всеми стремлениями подражанию тому, что считалось модным в давно прошедшие времена и со всеми своими стилями и бесчисленным множеством разных новинок, отличающихся теми или другими особенностями, она представляет чрезвычайно интересную и пёструю картину. Так, например, в числе нарядных туалетов встречаются костюмы в стиле Louis XVI из тафты с пёстрыми цветами, или же из шёлкового газа с воздушными кружевными фишю «Мария-Антуанетта», затем наряды во вкусе Директории из плиссированного шёлкового газа, отделанные кружевной каймой внизу и дополненные, согласно требованиям тогдашней моды, маленькой цветной кофточкой болеро, с широким плиссированным воротником и шёлковым шарфом, небрежно накинутом на талию»7. 6 7 Там же, № 4, с. 35 Там же, № 41, с. 329 К моде вообще отношение у редактора было неровным. В небольших ремарках к главным статьям номера он отмечает: «Все новости, появившиеся в костюмах для всевозможного спорта, касаются, главным образом, внешнего их вида, то есть разных отделок и украшений и не имеют ничего общего с практичностью фасона и его целесообразностью»8 или «Нельзя не сознаться, что эта мода очень эффектна и чрезвычайно идёт к туалетам из тяжёлых осенних и зимних материй, но для ходьбы по улице она не особо практична и не войдёт, вероятно, во всеобщее потребление» 9 . Сейчас никто уже не сомневается в невозможности применить наряды с подиума в том виде в котором они представлены. Это искусство. Модные журналы стараются только уловить общую тенденцию, чтобы пересказать её читательницам в удобоваримом виде. Даже образы для фотосессий, организованных самими журналами, зачастую не подразумевают прямого копирования в жизнь. Отдалённое эхо этой разницы между модной картинкой и жизнью слышится в словах журналиста: «Чем более развивается вкус у наших дам, тем меньше возможности предоставляется нашей законодательнице моде водить во всеобщее употребление те эксцентричные фасоны и гарнировки, которые появляются по временам среди прочих новинок моды того или другого сезона» 10 . Но и в самом издании часть материалов можно назвать на современном сленге «типичный модный журнал». Чего стоит статья об особенностях траурной моды – как бы принарядиться в рамках чёрного цвета. Или модные фасоны для младенцев. Щеголихи и с детьми не изменяли своим привычкам, также как и современные молодые модные матери. Как и сейчас, модной можно было сделать любую деталь – даже прогулочную трость. «На гуляниях на водах и по горам принято носить палки. Самыми модными считаются палки, обтянутые зелёной или коричневой кожей с ручкой, украшенной маленьким бантом и веером с надетым на него кольцом. 8 Там же, № 9, с. 69 Там же, № 35, с. 282 10 Там же, № 45, с. 361 9 Не подлежит никакому сомнению, что в жаркое время такой веер может быть очень полезен»11. Длинная история и у рубрики писем читательниц. Публиковали как сами письма, так и, обычно в конце номера, ответы редакции на них. Таким же неотъемлемым, как и сейчас, элементом популярного издания была реклама. Конечно, объём не сравним с сегодняшним – объявления теснились на последних страницах, но рекламодатели точно также хотели привлечь внимание читательниц броскими заголовками и красивыми литографиями. Заключение Хотя издания для женщин в России XXI века развивались как версии западного глянца, история дореволюционных женских изданий показывает, что тогда они развивались параллельно с общеевропейскими. Россия до начала «русских сезонов» Дягилева не была законодательницей мод, поэтому иллюстрации и описания тенденций заимствовались из Франции. Но такие же переводные издания парижских мод существовали, к примеру, и в Германии. Советский период прервал развитие этой линии женских журналов. Как исключение были журналы типа «Искусство одеваться» в 1920-30-х годах, модели в которых вполне соответствовали западным изменениям моды, однако, эти картинки были далеки от реальности советской женщины. Более востребованными были журналы «Работница», «Крестьянка», которые обращались к политическому сознанию, а не вкусу в одежде. Тем не менее, несмотря на эту «паузу», можно проследить линию развития модных изданий до наших дней. Представления о том, что хочет читать женщина не слишком изменились, мода с тех пор превратилась в гораздо большую индустрию, на продвижение которой продолжает работать глянец. Конечно, расширился круг тем, о которых можно открыто писать, но глобально всё по-прежнему вертится вокруг «моды-красоты-психологии». 11 Там же, № 25, с. 201-202 Только стало больше историй из жизни звёзд и совсем ушли в небытие литературные новинки, которые традиционно печатались во всех журналах. Основы работы с читателями: двусторонняя связь через письма, возможность получать вместе с журналом какой-то приятный подарок, восприятие женского издания как лучшей площадки для рекламы – зародились вместе с развитием специализированной прессы в XIX веке. Список источников  http://www.casual-info.ru  http://amnesia.pavelbers.com  Вестник моды. №№ 1-52, 1885. №№ 1-52, 1887. №№ 1, 52, 1892. №№ 1, 52, 1897. №№ 1, 48, 1910. №№ 1-24, 1916-1917  Модный курьер. №№ 1-48, 1899

- у работы пока нет рецензий -


Pavel Bersutsky

Спасибо, Вера. Вы одна из немногих, кто указывает источники. А работа Ваша мне понравилась. Успехов Вам и удачи. С уважением - П.Б.