Звуки из подполья

история подпольного советского панк-рока

Тип публикации: Другие учебные работы

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 55689a0bf2ad471e773c6ffd
UUID: e19b3ce0-6280-0137-6ebb-525400006e27
Опубликовано: 29.05.2015 16:55
Просмотры: 2170

Current View

Домашняя Звуки из подполья: советский андерграунд и его отголоски сегодня index.html[29.05.15, 19:33:37] Домашняя На рубеже 60-70 годов стал зарождаться такой жанр, как русская рок-музыка. Она стремилась выйти за рамки своей ограниченности, вторгалась в различные области музыкального творчества, от фольклора до академической музыки. Советский рок долгое время находился «в подполье», поэтому в основном альбомы тиражировались за счет перезаписи оригиналов,самостоятельных альбомов. Нередко альбомы не имели названий – они создавались позднее фанатами. Рок-музыка оказала значительное влияние на культуру второй половины XX века, но важно понимать, что рок в СССР это не только сами музыканты, но и их поклонники. Именно благодаря им по сей день сохранились редкие записи, отрывки выступлений, квартирников и информация о группах, если не из первых рук, то через минимальное количество посредников. В условиях жесткой цензуры проникновение западной музыки в СССР было задачей не из простых: исполнителей обвиняли в пропаганде неугодных правительству идей, таких как антикоммунизм, антисоветизм, эротизм, насилие, секс. Различные постановления гласили: «В целях усиления борьбы с влияниями буржуазной идеологии, повышения идейно-художественного уровня самодеятельных ВИА, рок-групп, качества работы этих коллективов рекомендуем запретить проигрывание и демонстрацию продукции следующих групп…». Неприятным противником идеологии СССР стали “эмигрантские круги”, в которые входили такие исполнители, как Ребров и Токарев, которые дали начало последователям в лице Северного и Розенбаума. Удивительным образом творчество этих артистов подходило абсолютно под все критерии “запрещенной” музыки: тексты пестрили пропагандой эмигрантских настроений, пошлостью и антисоветской направленностью. «В целях усиления борьбы с влияниями буржуазной идеологии, повышения идейно-художественного уровня самодеятельных ВИА, рок-групп, качества работы этих коллективов рекомендуем запретить проигрывание и демонстрацию продукции следующих групп…». Правительство также было напугано повышенным интересом туристов из зарубежья к советской рок-музыке, что вылилось в активную работу по устранению возможности выступлений и возвращению артистов в “подполье”. Музыкальные коллективы обвинялись в подделке документов, отказе от образа жизни, соответствующего полноценным членам советского общества, появлении перед зрителями в неподобающем и излишне провокационном виде, - в общем, в аморальном поведении. Артистов нередко сравнивали с животными, подозревали в использовании различных шумовых эффектов для гипнотизации слушателей. index.html[29.05.15, 19:33:37] Домашняя 80-е годы на мировой музыкальной сцене и в ее подвалах ознаменовали собой умирающее диско с одной стороны океана и затухающий панк-рок с другой. На смену панкам и ребятам в брюках-клеш приходят меланхоличные бледные юноши, которые красят глаза черным карандашом и сочиняют околополитические, но в основном чувственные тексты о том, как тяжело сопротивляться системе, когда у тебя тонкая душевная организация. Однако если культурное нью вейв наследие западного мира любили и ценили последние 30 лет, то что происходило на советском и постсоветском пространстве в 80-е известно разве что музыкальным критикам или непосредственным участникам событий. Все знают, что был условный БГ и Кино, которые перенимали рифы у The Smiths, но что было кроме — это уже отдельная история.   Расцвет советского андерграунда пришелся на 80-е и его можно разделить на два больших течения : панк и постпанк. Последнее стало прямым последствием первого. Если говоря панке в Великобритании, мы в первую очередь вспоминаем Sex Pistols, то  в советское время функцию первых разжигателей анархии выполняла группа с громким названием Автоматические Удовлетворители.   Большую часть своего существования находилась в андерграунде и играла на квартирниках, пока ее не приняли в ленинградский рок-клуб, который открыл Удовлетворителям дорогу на поверхность. Группа писала песни об алкоголизме, люмпенах, баррикадах и любви — в общем, обо всем что index.html[29.05.15, 19:33:37] Домашняя   претило комсомольцам. Продолжая разговор об отцах основателях российского панк-рока , обойти группу Посев не получится. В 1982 году молодой Егор Летов приобретает в Петербурге году бас-гитару «Орфей» и колонки со встроенным 6-ваттным усилителем через все того же Андрея Тропилло, и собирает свою первую рок-группу при участии Андрея «Босса» Бабенко (электрогитара), Евгения «Джона Дабла» Деева (бас) и иногда Олега Ивановского (акустическая гитара). Во время своего 3-х летнего существование группа записала 11 мини-альбомов в различных жанрах, начиная от панка заканчивая психоделикой, многие из которых так и не увидели свет. В песнях «Посева» намечается основные мотивы, которые в последствие станут основными в творчестве «Гражданской обороны», а именно существование и обреченность свободной личности в тоталитарном обществе. Cибирский панк и Гражданская оборона — это настоящий феномен, порожденный советской средой в богом забытой снежной местности и, пожалуй, единственная группа, которая никогда не боялась называть вещи своими именами, за что Летов ни однократно страдал и преследовался. Именно за такую иногда безысходную откровенность, которая не то что бы колит, а даже режет глаз и сердце, ее так полюбили и в интеллекуталной среде, и вне. За время своего существования «ГО» записала 23 официальных альбома и множество неофициальных, перепробовала множество стилей, но навсегда осталась узнаваема. По своему настроению группа никогда по-настоящему не вышла из андерграунда. index.html[29.05.15, 19:33:37] Домашняя   Как результат ослабления гаек в 80-е и уже подступающей перестройки, обширным течением в советской подпольной музыке становится пост-панк. Молодые советские юноши получают доступ к пластинкам The Cure, Bauhaus, Joy Division и Thе Smiths и начинают перенимать у них внешний вид, музыку, тексты. Группы начинают вырастать по всему союзу и сочинять песни разной степени слезливости и безысходности.   index.html[29.05.15, 19:33:37] Домашняя   Странные Игры   «Странные игры» появились в Ленинграде. Приобрели популярность благодаря своему оригинальному стилю — ска, не особенно распространён ному в России, с примесью регги и панк-рока. В основном исполняли пост-панк.   Кофе   В определённом смысле, опередившая своё время, а потому сегодня не особо известная широким массам группа КОФЕ стала одним из первых проводников идей новой волны на питерской рок-сцене середины 80-х.   Тупые   Группа, в состав которой входила тогде еще молодая и дерзкая index.html[29.05.15, 19:33:37] Домашняя Авдотья Смирнова. Все время провела в подполье и создала хит "Мама, зачем ты меня родила?»   index.html[29.05.15, 19:33:37] Домашняя Дурное Влияние   Одни из первых звёзд независимой сцены Петербурга, в частности, были пионерами неоготики. Группу организовали барабанщик Игорь Мосин и бас-гитарист Дмитрий «Дик» Петров.   НИИ Косметики   Основатель и бессменный руководитель группы — Михаил «Мефодий» Евсеенков, который шокировал советского обывателя косметикой и вызывающей одеждой,что приводило к послеконцертным скандалам. Группа родилась из тусовки в подвале «булгаковского» дома в 1984 году.   Юго-Запад   index.html[29.05.15, 19:33:37] Домашняя В своё время необычайно популярный коллектив, одна из первых групп, сумевших совместить в своем творчестве рок-н-ролл и панк.   Элен   Ростовская пост-панк группа, которая играла наивную и светлую музыку, отказавшись от свойственный тому времени политизированности. Копировали британское звучание и даже переиначивали тексты на русский язык.   Хуго-Уго   Группа «Хуго-Уго» была основана в Тольятти в мае 1990-го года художниками Владимиром Краснощёковым и Алексеем Кондратьевым. Поначалу группа даже не имела названия и была полностью акустической. Были записаны два альбома - «Ритм-н-блюз», «Два солнца, две луны», которые по своей акустике и настроению очень напоминало «Аквариум».   index.html[29.05.15, 19:33:37] Домашняя Банда Четырех   Бывшие участники московской группы «Резервация здесь» гитарист Дима Даун в 1995 году попадает в тюрьму, а маловменяемый вокалист Сантим настойчиво кричит на фестивале «Рок против войны в Чечне»: «Чечня — параша, победа будет наша!». После этих событий группы распадается, а на ее обломках появляется группа «Банда Четырех», которая объявляет себя московской Гражданской Обороной и становится голосом шокированного российского общества после событий 90-х, но это уже другая история.   Тем временем в постсоветском index.html[29.05.15, 19:33:37] Домашняя мире Если российские сообщества поклонников существуют и по сей день, то интерес к истории подполья со стороны Запада вызывает большее удивление: о многих группах информация почти не сохранилась, из-за низкого качества записей многие тексты сложно разобрать, не говоря уже о переводах, да и само музыкальное и идеологическое направление довольно узкое. Однако в 2013 году культовая бристольская трип-хоп группа Massive Attack удивила поклонников исполнением каверов на “ГрОб” и Янку Дягилеву. Совместно с вокалисткой Cocteau Twins музыканты исполнили песни «Все идет по плану» Егора Летова и «Печаль моя светла» Янки Дягилевой на русском языке на концерте в Манчестере.   Шоу сопровождается отрывками из фильма Адама Кертиса, одна из историй в котором посвящена советской подпольной музыке и в частности лидеру «ГрОб» Егору Летову и его связи с Янкой Дягилевой. Отголоски ушедшей эпохи можно услышать и в творчестве современных русских групп. Грязное гаражное звучание снова входит в моду, записи выходят нарочито некачественными, тексты становятся index.html[29.05.15, 19:33:37] Домашняя политизированными и наполняются фундаментальными вопросами, связанными с поиском себя, смысла и цели в мире, призывают к изменению общества. Одной из таких групп можно смело назвать “Труд” – проект Георгия Кушнаренко. Тексты песен поначалу кажутся довольно наивными и простыми, идеи изложены максимально ясно, а лейтмотивом творчества становится поиск “внутреннего света” – иными словами, стержня, который помогает сохранить себя в реалиях большого города, окруженного злобой и безразличием. Наравне с оригинальными песнями с громкими названиями вроде “Я не боюсь”, “Верой, смыслом, радостью”, “(Вечность -) это я!” группа периодически выпускает довольно неожиданные каверы то на песню “Заря”, известную всем, когда либо бывавшим в пионерских лагерях, то на “Незабудки” Жанны Агузаровой.   index.html[29.05.15, 19:33:37] Домашняя Недавно созданный музыкальный коллектив из Нижнего Новогорода с теплым названием «Июльские дни» наоборот отличается более мрачным восприятием мира. Вместо лоу-фая - качественный пост-панк, сдобренный монотонными напевами, а названия песен, достойные сартровской «Тошноты», не оставляют сомнений: «Темные мысли», «Черная лента», «Смерть не ждет никого», «Родись, учись, работай, умирай». Тексты также пропитаны духом экзистенциализма. Молодая группа из Екатеринбурга, «Городок Чекистов», тоже кажется довольно примитивной. Пост-панк сменяется шугейзом, звучание уже более современное, слова отходят на задний план. Однако, если вслушаться, то проблемы все те же: потеря индивидуальности в попытках подстроиться под общество, непонимание и отсутствие эмпатии как таковой. index.html[29.05.15, 19:33:37] Домашняя Групп с исключительно женским составом, как водится, значительно меньше. Однако девушки из трио «фанни каплан», назвавшиеся в честь Каплан Фанни Ефимовны – революционерки, совершившей покушение на В.И. Ленина, занимают почетное место на андеграундной сцене. Пост-панк и психоделический рок сопровождается гулом, криком, гипнотизирующими монотонными повторами текста. index.html[29.05.15, 19:33:37] Домашняя Московская группа «Jars» не только выступает на разогреве у датских панков Iceage, но и пишет тексты на двух языках. Конечно, за шумным нойз-роком не так просто разобрать слова, но все же к их смысловой составляющей ребята подходят ответственно – делают отсылки к произведениям Хэмингуэя и классике  кинематографа – «Американскому психопату». «i'm a typical clerk, i work from 9 to 5  this is not what i want,  this is not what i used to dream about,  i'm sick of doing fine, yet i'm doing fine i'm sick of being normal, yet that's what i  am» Пост-панк коллектив из Сибири – “Буерак” – периодически удивляет фанатов довольно эпатажными выходками –например, кавером на шлягер “Кайфуем” Арсена Петросова. В остальном ребята исполняют ироничные песни о коррупции, борьбе с законом, тяжелой жизни криминальной России и о том, как с помощью очков превратиться из грозы улиц в настоящего эстета. «прихожу в театр а там - тоже мне говорят - сюда нельзя с мороженным а я им кричу - вы здесь все криминал! и втыкаю заточку - вот вам! » Неудивительно, что любые изменения в жизни общества отражаются в искусстве в любых его проявлениях, будь то литература, живопись, кино или музыка. Возвращение к чему-то уже опробованному и исследованному – не только острая ностальгия и рефлексия, но и попытка привлечь внимание уже изведанным путем, что лишний раз подтверждает теорию цикличности. Возможно, музыканты не раз будут обращаться к традициям «подполья» - как по необходимости, так и в качестве дани моде, но важно другое – этот пласт культуры так и не удалось закопать глубоко под землю и задушить, он нашел способ вырваться на свободу, даже если для этого приходилось обходить закон, менять локации и уничтожать следы, Хронология совестского андерграунда index.html[29.05.15, 19:33:37] Домашняя index.html[29.05.15, 19:33:37]

- у работы пока нет рецензий -