История развития голосовых ассистентов и перспективы монетизации (на примере Алисы и Siri)

Siri: история появления, развитие, достижения. Алиса: история появления, развитие, достижения Перспективы монетизации

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации

Тип публикации: Исследования

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 5d078cf5f2ad470376130a79
UUID: a230c330-732c-0137-3dcb-525400006e27
Опубликовано: 17.06.2019 12:52
Просмотры: 5057

Current View

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ Кафедра новых медиа и теории коммуникации ИССЛЕДОВАНИЕ ПО СПЕЦКУРСУ «МАРКЕТИНГ НОВЫХ МЕДИА» НА ТЕМУ: «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСОВЫХ АССИСТЕНТОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ МОНЕТИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ АЛИСЫ И SIRI)» Выполнила студентка IV курса  вечернего отделения 404 группы  Рацкевич Анастасия Александровна Преподаватель: Першина Елена Дмитриевна Москва — 2019 Оглавление 1. Введение 2. Siri: история появления, развитие, достижения. 3. Алиса: история появления, развитие, достижения 4. Перспективы монетизации Введение. Голосовой ассистент – это сервис, работающий на основе искусственного  интеллекта. Он способен распознавать человеческую речь и выполнять  определенные действия в ответ на голосовую команду. Чаще всего голосовые  помощники используются в смартфонах, приложениях или веб­браузерах. Функционал голосовых помощников достаточно разнообразен. Как правило,  они умеют:    вести диалоги,  предлагать быстрые ответы на вопросы пользователя,  вызывать такси,  совершать звонки,  прокладывать маршруты,  делать заказы в интернет­магазинах и т.д. В своей работе ассистенты учитывают изменение местоположения  пользователя, время суток и дни недели, историю поисковых запросов и т. д.  Голосовые помощники активируются специальными фразами («Окей,  Google», «Привет, Siri», «Алекса», «Привет, Сortana»). Самый первый электронный синтезатор речи был изобретен Гомером  Дадли, сотрудником компании Bell, в 1937 году. Аппарат назывался Voder.  Советский физик Лев Мясников стал первым, кто занялся распознаванием  речи с помощью электроники, ­ он работал над этим с 1939 года в рамках  диссертации «Техническая фонетика». В 1952 году появился первый голосовой распознаватель чисел от 1 до 9,  который снова разработала все та жея Bell. Аппарат назывался Audrey  (Automatic digit recognizer) и работал с помощью телефона. Оператор называл  число, а аппарат распознавал его, сравнивая с имеющимися образцами.  Первый массовый продукт по распознаванию речи выпустили в 1990  году — это была программа Dragon Dictate. В 1994 году был представлен IBM ViaVoice, а в 1995 году Bell представила телефонную систему Val для  автоматизации работы диспетчеров и маршрутизации звонков.  Один из самых известных голосовых ассистентов – Siri ­  помощник,  доступный на iPhone, iPad, Mac, Apple Watch и Apple TV, был выпущен 9  августа 2011 года. В октябре 2017 года компания Yandex выпустила  голосового помощника Алиса. Это – второй голосовой помощник в мире  после Сири, который понимает и говорит на русском языке. Об истории этих  ассистентов и пойдет речь в данном исследовании. Цель исследования: на примере двух голосовых ассистентов рассмотреть  историю развития данного типа сервиса, выявить особенности и  проанализировать перспективы их монетизации. Актуальность исследования: В настоящее время огромное количество  людей в развитых странах пользуется смартфонами. В крупнейших странах  Европы, в США и в Австралии большая половина населения пользуется  именно этими гаджетами.  Современные голосовые помощники, как правило, встроены в них, как Siri,  или их можно установить, как Алису. Поэтому люди, владеющие  смартфонами, имеют представление, что такое голосовой ассистент или  пользовались им хотя бы раз. А кто­то использует их регулярно. Актуальность исследования заключается в том, что данный сервис возник  относительно недавно, но уже заработал огромную аудиторию. Голосовые  помощники активно развиваются. В этом и заключается актуальность работы  – проанализировать, какой путь прошли сервисы за их историю существования и оценить перспективы их монетизации. Методология исследования:  подбор и прочтение электронных ресурсов,  описание,   обобщение,   систематизация,   классификация, дедукция,  цитирование,   сравнительный   анализ. Эмпирическая   база: информация на  официальных сайтах голосовых помощников: https://www.apple.com/ru/siri/ и    https://yandex.ru/support/alice     Siri: история появления, развитие, достижения. Голосовой ассистент от Apple в 2011 году получил массовое  распространение. Сервис был интегрирован в iPhone 4S. В момент своего  выпуска Siri умела взаимодействовать с 12 приложениями: напоминания,  погоду, акции, передачу сообщений, электронную почту, календарь,  контакты, примечания, музыку, часы, веб­браузер и карты. Со временем  набор функций увеличился, и Siri стала умным помощником для всех  продуктов Apple. Siri изначально появилась в виде отдельного приложения в App Spore. 4  октября 2011 года голосовой помощник был добавлен в iOS 5 в iPhone 4S. Ассистент работает, используя те данные, которые ей известны о  пользователе, чтобы сгенерировать вытекающий из контекста ответ и  отвечает на запрос, как личность. На данный момент с помощью Siri можно:  Совершать звонки  Запускать приложения  Отправлять SMS­сообщения и сообщения в чаты,  Работать с календарем, будильником, списками,  Задавать маршруты и получать подробную информацию по ним,  Искать информацию,  Узнавать новости, прогноз погоды,  Слушать музыку, искать видео   Шутить Список нововведений можно продолжать. Набор функций увеличивался с  выходом каждого нового iPhone (и не только телефонов). Однако сами  создатели сервиса решили, что он проигрывает конкурентам. В 2018 году  компания наняла Джона Джаннандреа, занимавшего пост главы отдела  поиска и искусственного интеллекта в Google. По их мнению, это должно  было поспособствовать развитию Siri. Необходимость в развитии сервиса  за счет квалифицированного специалиста у Apple возникла после критики,  адресованной Siri. Большинство пользователей Mac, iPone, iPad, HomePod  и Apple TV уверены, что голосовой помощник Apple по возможностям  серьезно проигрывает решениям от Microsoft, Amazon и Google. Среди причин, по которым ассистент «уступает» своим конкурентам,  часто называют смерть Стива Джобса. Вопреки его воле, новые менеджеры  Apple решили обновлять Siri ежегодно, вместе с новыми релизами iOS,  хотя делать это было бы логичнее на постоянной основе, как и любое  другое приложение на смартфонах. Их обновляют чуть ли не каждый  месяц.  Siri — первопроходец среди современных голосовых ассистентов, она  проложила путь для развития других помощников, но за последние  несколько лет система не стала сильно умнее. Вероятнее, это произошло по той причине, что интерфейс ассистент обновляется в основном с выходом  новых гаджетов от Apple. Также стоит отметить, что помощник работает  исключительно на технике Apple, что, разумеется, снижает количество  потенциальных пользователей. Также первоначально функциональность Siri в большинстве стран была  ограничена, так как карты и поисковая система Yelp были доступны  только в пределах США. В Великобритании на запрос перечислить  местные компании, проложить маршрут или дать информацию о движении  Siri отвечала: «Я могу искать фирмы, карты и обозревать движение только  в США и при использовании американского английского. Сожалею об  этом». С выходом iOS 6 функциональность была значительно расширена. В iOS 8.3 Siri может говорить на русском языке. Впрочем, на официальном сайте Apple до сих пор прописано, что функции  и доступность Siri зависят от языка, страны и региона. Алиса: история появления, развитие, достижения Алиса ­ российская разработка от компании Яндекс, которая была  представлена в октябре 2017 года. Сначала сервис был добавлен в браузер,  а  затем стал «мозгом» Яндекс.Станции. Основное преимущество этого голосового помощника – умение понимать и говорить на русском языке. До него этим отличалась только Siri от Apple. Алиса доступна:  в универсальном приложении Яндекс (Android и iOS),  в мобильном Яндекс.Браузере (Android и iOS),  в десктопном Яндекс.Браузере. Алиса умеет:  Искать информацию в интернете по запросу и давать быстрые ответы,  Распознавать музыкальные треки и подбирать музыку под настроение,  Определять, что изображено на картинке, находить похожие картинки,  Находить товары в Яндекс.Маркете по фото товара,  Рассказывать сказки,  Управлять навигатором: искать место, прокладывать маршрут, давать  информацию по маршруту (время в пути, пробки), говорить разными  голосами,  Вызывать такси,  Конвертировать денежные единицы,  Играть в игры,  Уточняет число и день, место,  Дает рекомендации, как одеться по погоде Разработка этого голосового ассистента стартовала в конце 2016 года. Тогда  уже существовали Siri от Apple, Google Assistant, Amazon Alexa и Cortrana от  Microsoft. «Яндекс» тогда уже использовал голосовое управление в  приложении «Поиска», в «Навигаторе» и других. Его целью было создать  голосового помощника, который сможет взаимодействовать с людьми в  форме осмысленного диалога. Тестирование «Алисы» началось весной 2017 года.  21 сентября ее  продемонстрировали президенту РФ Владимиру Путину в ходе посещения  президентом «Яндекса» накануне 20­летнего юбилея компании. Тогда глава  государства задал голосовому помощнику несколько вопросов. Официальный  же запуск «Алисы» прошел 10 октября 2017 года: ассистент появился в  поисковом приложении «Яндекса» для Android и iOS и бета­версии  голосового помощника для Microsoft Windows. Этапы развития:  2018 год: введение  «навыков». Это интернет­сервисы, которые  запускаются  ключевыми фразами и работают в интерфейсе «Алисы».  Февраль 2018: Анонсирован первый «навык»: голосовой помощник  научился заказывать пиццу в закусочной Papa John's.  Март 2018: открытие платформы «Яндекс. Диалоги» для публикации  новых «навыков» и их подключения к «Алисе».  Апрель 2018 года: у «Алисы» более 3 тысяч навыков, среди которых ­  работа диктором: голосовая помощница  участвовала в акции по  проверке грамотности «Тотальный диктант», прочитав текст диктанта  в Новосибирском государственном университете.  Май 2018 «Алиса» установлена на 53 % смартфонов в России и  доступна в навигаторе более чем в 20 миллионов автомобилей.  Конец мая: «Алиса» распознает, что изображено на картинке или фото.  Она определяет марку машины, породу кошки или собаки, здание или  памятник, способна назвать личность знаменитости или произведение  искусства, а также найти похожие варианты на «Яндекс.Маркете» или в поиске «Яндекса».   Ноября 2018:  «Алиса»  заказывает  товары на маркетплейсе «Беру».  Октябрь 2018 «Яндекс» запустил программу «Премия Алисы». С этого  момента компания стала ежемесячно награждать авторов лучших  навыков и до конца года выплачивать более миллиона рублей. К тому  моменту разработчики создали 33 тысяч навыков в промежуток с марта по ноябрь.  Начало ноября:  У  «Алисы»  появилась возможность выбирать голос.  Всего появилось четыре варианта: Джейн, Эрмила, Захара и Эркана  Явас. Перспективы монетизации. Издание ComScore полагает, что к 2020 году 50% поисковых запросов будут  голосовыми. Это только на руку для голосовых помощников, так как это  увеличит аудиторию пользователей. Для владельцев ассистентов это как раз  станет отличным шансом для монетизации.  На мой взгляд, этот процесс начнется постепенно и будет затрагивать  отдельные функции, например, выбор голоса помощника или какие­то  отдельные навыки в «Алисе». По той же схеме «Яндекс» сейчас продает  контекстную рекламу. Для Siri также есть свои варианты монетизации — вводить платную подписку, монетизировать результат поиска (прогноз погоды в Москве + предложение  купить билет на самолет), получать деньги от поисковика за то, что система  выбрала именно ваш ответ и так далее. Помимо монетизации внутри сервиса, для голосовых помощников есть и еще  один путь — это сотрудничество с компаниями, в том числе — друг с другом. Лидеры мирового рынка — Google, Apple, Amazon и Microsoft — уже создали своих ассистентов. В России есть Алиса.  В августе 2018 года Amazon и Microsoft «подружили» своих ассистентов  Alexa и Cortana. Теперь владельцы Amazon Echo могут позвать Cortana  непосредственно через свой гаджет и воспользоваться возможностями  Windows и Office Пользователи Windows 10 получат доступ к колонке с  Alexa и множеству функций, которыми владеет помощник, и смогут  управлять через нее своим «умным» домом. Под российский рынок решения  еще не адаптированы. Однако вряд ли весь рынок монополизирует один игрок. Ассистенты будут  взаимодействовать друг с другом или с другими компаниями ради выгоды. Но для того, чтобы увеличить перспективы монетизации, ассистентам  придется захватывать еще больше аудитории, а для этого они должны:  Работать офлайн  Работать на любых устройствах (возможно, на обычных мобильных  телефонах, не смартфонах)  Расширять спектр своих навыков, чтоб настолько облегчать людям  жизнь, чтобы они просто не могли обойтись без ассистентов Эти перспективы больше характерны для «Алисы», так как Siri работает  только на устройствах Apple, однако не исключено, что в будущем появится  еще какой­то гаджет, способный завоевать аудиторию как тот же iPhone. На основе сделанного исследования, выявляем ряд перспектив для  помощников, которая позволит им прийти к монетизации: 1) Расширение аудитории за счет увеличения возможных платформ для  использования помощника 2) Контракты с рекламодателями 3) Взаимодействие между самими помощниками 4) Увеличение навыков ассистента 5) Увеличение количества доступных языков 6) Повсеместный доступ (в том числе — в общественных местах и  офлайн). Источники:  1) https://www.apple.com/ru/siri/ 2) https://yandex.ru/support/alice/ 3) https://www.likeni.ru/glossary/golosovoy­pomoshchnik/  4) https://www.uplab.ru/blog/voice­control­and­search­does/ 5) https://voiceapp.ru/articles/alisa 6) https://www.campaignlive.co.uk/article/voice­technology­changing­everything­ brands/1444505 7) https://rb.ru/longread/virtual­assistants/ 8) https://ru.wikipedia.org/wiki/Siri 9) https://ru.wikipedia.org/wiki/Алиса_(голосовой_помощник) 

- у работы пока нет рецензий -