Избранная отечественная историография по христианским археологическим памятникам доисламской эпохи Кабардино–Балкарии в трудах советских и современных исследователей

В статье 2016 г. представлена советская и современная историография христианских археологических памятников Кабардино–Балкарии доисламской эпохи, включающая в себя результаты археологических экспедиций и материалы средневековых документов, различные мнения ученых, специализирующихся по данной теме, переработка, критика и осмысление трудов исследователей XVIII – XIX вв. Дополнительно приведены два приложения со списками памятников Кабардино-Балкарии и основных находок на Северном Кавказе в целом.

Общественные науки в целом История. Исторические науки Культура. Культурология Религия. Атеизм

Тип публикации: Исследования

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 60b3c59351c3c7000189a4b0
UUID: ff442cd0-a396-0139-bdc7-0242ac180004
Опубликовано: 30.05.2021 17:04
Просмотры: 77

Current View

Любивый Евгений Анатольевич, 2016 Избранная отечественная историография по христианским археологическим памятникам доисламской эпохи Кабардино–Балкарии в трудах советских и современных исследователей Археологические христианские памятники Кабардино–Балкарии в 20–е – 30–е гг. XX в. изучались фрагментарно и неполно; сказывалась государственная антирелигиозная деятельность, из–за чего мы имеем редкие работы тех лет на данную тему. Однако именно в 30–е гг. начинают работать в области изучения христианства Кавказа доисламской эпохи такие историки и археологи, как Лавров Л. И., Крупнов Е. И., Милорадович О. В., Минаева Т. М. Из археологических изысканий тех лет можно выделить экспедицию Лаврова Л. И. в Верхне–Чегемский некрополь Фардык в 1939 г 1. Лавров впервые точно описал усыпальницы–кешене, классифицировал местные погребальные сооружения и выдвинул гипотезу о местном, т. е. горском, происхождении четырехугольных склепов. Результаты этой экспедиции, а также накопленные в 20–е – 30–е гг. научные знания по археологическим памятникам горной части Кабардино–Балкарии изложены в монографии Иессена А. А. «Археологические памятники Кабардино–Балкарии»2, вышедшей в 1941 г. Труд Иессена представляет собой фундаментальное исследование об археологических памятниках найденных на тот момент. В монографии Кабардино–Балкарии, приведены многочисленные комментарии, мнения экспертов, иллюстрации христианских крестов, фресок, склепов. Иессен исследовал такие памятники христианской архитектуры, как храмы в Былыме, Верхнем Чегеме, Холаме, Курнаяте и См.: Батчаев В. М. Балкария в XV – начале XIX вв. Москва, 2006 [Электронный ресурс] URL: http://www.balkaria.info/library/b/batchaev/balkaria/balkaria.htm 2 Иессен А. А. Археологические памятники Кабардино–Балкарии. // МИА СССР № 3. Материалы по археологии Кабардино–Балкарии. Москва–Ленинград, 1941 1 [1] Кашкатау, которые он датирует XI – XV вв. Иессен, говоря про усыпальницы–кешене четырехугольной формы, полагает, в отличие от Лаврова, что эти склепы происходят от христианской часовни. Иессен опровергает устоявшееся на тот момент мнение в советской литературе1, что христианство начало проникать на территорию Кавказа только в X в., приводя в пример катакомбный могильник «Песчанки» близ г. Нальчик, датированный VIII в., как подтверждение того, что в Кабардино– Балкарии было сильно влияние христианства из Восточной Римской империи задолго до X в. Кроме того, из христианских памятников Кабардино– Балкарии Иессен выделяет храм в поселке Тотур Безенгийского ущелья, расписанный фресками, и могильники второго тысячелетия, которые Иессен относит непосредственно к христианству, что, по его словам, не признавалось до того в советских источниках. В подтверждение своей гипотезы Иессен выводит, что склепы у поселка Заюково Чегема являются христианскими, т. к. имеют прямоугольную форму, в отличие от шести– и восьмигранных исламских захоронений. Иессен отмечает, что в районе Баксана было много христианских памятников, но они «были уничтожены в XVIII и XIX вв. под влиянием пропаганды ислама»2. Следующая стадия развития историко–исследовательской науки, специализирующейся на христианстве Кабардино–Балкарии доисламской эпохи, произошла во второй половине 50–х гг. Тогда начинают регулярно работать в этой области такие ученые, как Акритас П. Г.3, Медведева О. П.4, См.: Иессен А. А. Археологические памятники Кабардино–Балкарии. // МИА СССР № 3. Материалы по археологии Кабардино–Балкарии. Москва–Ленинград, 1941 – с. 27 2 Иессен А. А. Археологические памятники Кабардино–Балкарии. // МИА СССР № 3. Материалы по археологии Кабардино–Балкарии. Москва–Ленинград, 1941 – с. 33 3 Акритас П. Г. Археологическое исследование Чегемского ущелья в 1959 г. Нальчик, 1961. Он же. Древний торговый путь от Черного моря к Каспийскому по горам Центрального Кавказа. // УЗКБНИИ. Нальчик, 1959. Т. XVI 4 Медведева О. П., Шаханов Т. Б. Архитектурно–археологические памятники горной части Кабардино–Балкарии. УЗКБНИИ. Нальчик, 1960–XV 1 [2] Шаханов Т. Б.1, Алексеева Е. П. 2, Ионе Г. И.3, Опрышко О. Л.4, Косвен М. О.5, Марковин В. И. 6, Ширяев С. Д.7; достигают научного расцвета Крупнов В. И.8 и Лавров Л. И.9. Их работы, опубликованные по результатам научных конференций и межвузовских чтений Кабардино–Балкарского (Ученые записки Научно–Исследовательского и Вестник Института, «О происхождении балкарцев и карачаевцев»10, «Очерки истории балкарского народа»11, «Сборник статей по истории Кабарды»12) говорят о повышенном внимании научной общественности к христианскому прошлому Северного Кавказа. Батчаев В. М. замечает по этому поводу, что практические мероприятия по исследованию кабардино–балкарских христианских памятников были начаты с рубежа 50 – 60–х годов. В этот период археологи Кабардино–Балкарского и Карачаево–Черкесского Научно– Исследовательских Институтов, – Ионе, Алексеев, Акритас, Опрышко, – обнаружили в округе Чегема и Актопрак городище Лыгыт, усыпальницы– кешене, три христианских кладбища, а также храмы и часовни 13. Акритас П. Г., Медведева О. П., Шаханов Т. Б. Архитектурно–археологические памятники горной части Кабардино–Балкарии // УЗКБНИИ. Т. XVII. Нальчик, 1960 2 Алексеева Е. П. Археологические раскопки в районе с. Верхний Чегем в 1959 г. // Сб. статей по истории Кабардино–Балкарии, вып. IХ, – Нальчик, 1961 3 Ионе, Г. И. Верхне–Чегемские памятники VI–XIV вв. // Ученые записки Кабардино–Балкарского НИИ, т. XIX. Нальчик: Эльбрус, 1963 4 Ионе Г. И., Опрышко О. Л. Памятники рассказывают. Нальчик, 1963 5 Косвен М. О. Этнография и история Кавказа. Москва, 1961 6 Марковин В. И. К вопросу о язычестве и христианстве в верованиях горцев Кавказа // Вестник КБНИИ. Выпуск 6. Нальчик, 1972 7 Ширяев С. По Северному Кавказу. Ставрополь, 1960 8 Крупнов Е. И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960 9 Лавров Л. И. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев // Труды института этнографии. Новая история. Нальчик, 1959 10 О происхождении балкарцев и карачаевцев. Материалы научной сессии 22 – 26 июня 1959. // Под редакцией Тхашокова М. Ж., Балкарова К. Ш. Нальчик, 1960 11 Очерки истории балкарского народа. Под редакцией доктора исторических наук, профессора Фадеева А. В. Нальчик, 1960 12 Сборник статей по истории Кабарды. Нальчик, 1955 13 Батчаев В. М. Балкария в XV – начале XIX вв. Москва, 2006. [Электронный ресурс] URL: http://www.balkaria.info/library/b/batchaev/balkaria/balkaria.htm 1 [3] Особое внимание хотелось бы уделить монографиям многолетнего исследователя христианских археологических памятников Кавказа Кузнецову В. А. В 1977 г. была опубликована монография Кузнецова «Зодчество феодальной Алании»1. Несмотря на обобщенное название, труд Кузнецова представляет собой исследование, посвященное именно христианским храмам и фресковой живописи. Кузнецовым проведено детальное изучение христианизации алан, исторических впервые в фактов, одном относящихся исследовании к истории представлена номенклатура христианского зодчества доисламской эпохи на территории Кавказа. Кузнецов произвел датировку христианских памятников на основе данных археологических экспедиций, изучил миссионерскую проповедь на Северном Кавказе клиром Константинопольской, Грузинской, Римской церквей. Монография Кузнецова состоит из четырех глав, в которых изложена история христианства в Алании в X – XIV вв. Выделены группы памятников, которые распределены на западную, центральную и восточную части. Нас интересует третья глава монографии, в которой изучается центральная группа памятников, которая охватывает, в том числе, Кабарду. Центральная группа памятников, по словам Кузнецова, отличается простотой конструкции и строительной техники. Кузнецов систематизирует сведения, полученные из записок Тузова А., Палласа П. С., Клапрота Ю., Фирковича А., Тепцова В. Я., Алексеевой Е. П. Кузнецов использует путеводитель Ермоленко В. И. и работы Акритаса П. Г., в сферу научных интересов которого входило исследование торговых путей с Дальнего Востока в Константинополь через Кавказ; Акритас изучал торговые фактории вдоль этих маршрутов; на территории данных факторий располагались и христианские храмы, ставшие объектом исследования Кузнецова. 1 Кузнецов В. А. Зодчество феодальной Алании. Орджоникидзе, 1977 [4] При описании чегемских храмов Кузнецов использует исследования Чеченова И. М., Мизиева И. М., Миллера В. Ф. Кузнецов датирует чегемские храмы XIII – XV вв., подчеркивая, что концентрация сразу трех церквей в районе Верхнего Чегема связана с деятельностью греческих миссионеров: так, балкарское слово храм – «килиса» – Кузнецов связывает с греческим названием церкви – «экклесиа»1. Кузнецов выдвигает собственную гипотезу, почему именно Верхний Чегем являлся сосредоточием христианства в центральном районе Кавказа. Это связано с тем, пишет Кузнецов, что в 1292 г. Константинопольская церковь основала Кавказскую митрополию. Кузнецов предполагает, что центром Кавказской митрополии был именно Верхний Чегем. Кроме того, Кузнецов приводит в своем исследовании описание храмов Кашкетау и Курноят. При анализе археологических находок в этих памятниках Кузнецов защищает мнение Лаврова Л. И. и Миллера В. Ф. в противовес взглядам Чеченова И. М. и Мизиева И. М. Кузнецов настаивает, что найденные памятники являются именно культовыми, а не погребальными сооружениями. Кузнецов заключает, что, если западная группа кавказских христианских храмов доисламской эпохи связана с абхазо–византийским зодчеством, а восточная с влиянием грузинской архитектуры, то центральная группа храмов, которая включает в себя христианские сооружения Кабардино–Балкарии, характеризуются «чисто местными чертами» и представляет собой «результат местного спонтанного развития зодчества»2. Несколько нарушая хронологический порядок нашей статьи, отметим, что в 2002 г. Кузнецов опубликовал монографию «Христианство на Северном Кавказе до XV в»3. В ней автор выделяет на территории Кабарды Кавказскую епископию и епископию Ахохию: «…юрисдикция (или ее Там же – с. 125 Там же – с. 171 3 Кузнецов В. А. Христианство на Северном Кавказе до XV в. Владикавказ, 2002 1 2 [5] видимость) епископа Кавказии скорее всего могла ограничиваться горными ущелиями Балкарии и частично Северной Осетии, особенно ее западной части – Дигории»1. Далее Кузнецов развивает свою теорию о том, что христианство стало проникать на Северный Кавказ еще в VI в., в эпоху правления константинопольского императора Юстиниана, «когда стало очевидно, что христианизация этих народов обеспечивает византийские интересы в этом стратегически важном регионе»2. В целом, Кузнецов, во–первых, подтверждает свою прежнюю гипотезу о центре кавказского христианства греческого направления в районе Верхнего Чегема, и, во–вторых, развивает теорию Иессена о массовом распространении христианства среди горского населения в VI – VIII вв.; Кузнецов пишет о найденных крестах на христианском кладбище около села Кармовского–Каменномостского и аула Жанхотеко, предполагая, что епископия Ахохия занимала равнину Большой Кабарды; епископия была подчинена аланскому митрополиту, и существовала в домонгольское время; на это указывают археологические находки VIII – IX вв. в катакомбах «Песчанки»3. Процесс «перестройки» и «гласности» изменил общественные настроения к религии. Сказалось это и по отношению к изучению христианского прошлого Кавказа. К 90–м гг. появляется ряд монографий, статей, в которых открыто высказывается мысль о значении христианской религии в истории доисламской Кабардино–Балкарии. На рубеже XX – XXI вв. возрос объем религиозной литературы. В 1992 г. была выпущена монография митрополита Бакинского и Ставропольского Гедеона «История христианства на Северном Кавказе до и после его присоединения к России» 4. Еще в 1960 г. будущий митрополит, оканчивая Ленинградскую духовную Там же – с. 84 Там же – с. 85 3 Там же – с. 82 4 Гедеон (Докукин). История христианства на Северном Кавказе до и после его присоединения к России. Москва – Пятигорск, 1992 1 2 [6] академию, защитил диссертацию на соискание степени кандидата богословия «Христианство на Северном Кавказе до и после его присоединения к России». К 1992 г. книга была дополнена и переработана. В данном исследовании митрополит исследовал, систематизировал и обобщил письменные источники о начале распространения христианства на Северном Кавказе. В «Истории…» прослежен путь распространения христианства от первой проповеди апостолов до создания Кавказской епархии и расцвета христианства среди горцев. В подтверждение распространения христианства на Кавказе в доисламскую эпоху митрополит приводит ряд христианских археологических памятников, сохранившихся до наших дней, на многих из которых он побывал лично. Глава вторая его монографии целиком посвящена христианским археологическим памятникам Северного Кавказа. В первую очередь, упоминается о первых исследователях христианских храмов в горах Кавказа; речь идет о русской экспедиции, снаряженной в начале XIX в. генералом Эмануэлем и возглавляемой Иосифом Бернардацци. Далее митрополит опирается на обширные археологические материалы, представленные по результатам экспедиций Минаевой Т. М., Скитского Б. В., Миллера В. Ф. Что касается распространения христианства в Кабардино– Балкарии, то митрополит отмечает, что здесь ключевая роль в открытии очагов христианства в горах Кабарды принадлежит Акритасу П. Г., автору ряда археологических исследований о распространении христианства среди горцев. Среди находок Акритаса митрополит выделяет: восьмиконечный крест у Гунделенской крепости, плиту с высеченным на ней крестом в старинном доме в Чегемском ущелье, храм местной христианской общины. Кроме того, к христианским памятникам Кабардино–Балкарии принадлежат, по сведениям митрополита Гедеона, крестные камни и часовня в Безенгийском ущелье, греческий могильник «Город мертвых», епископская кафедра в урочище Лесной Курган, храмы на территории Нальчика и в районе Голубых озер, базилика XV в. на реке Кестанты, два христианских храма в Чегемском ущелье и у села Ишканты. Митрополит отмечает, что [7] «первым, кто обратил внимание на древнехристианские памятники этого района, был ученый И. Гюльденштедт, побывавший здесь в 1771 г» 1. Гюльденштедт обнаружил: крестообразный монумент, стоявший вблизи Татартупского минарета, надгробный камень с фигурой Георгия Победоносца на реке Кумбелей, статую Дука–Бека с четырехконечным крестом. В начале XXI в. появляются работы, систематизирующие материал, собранный за предыдущие десятилетия. Айшаев О. О. пишет в работе «О христианстве в Балкарии»2: «Христианские памятники, крепости, замки, башни, храмы, церкви и часовни были возведены во всех населенных пунктах средневековой Балкарии». Описав христианское городище в Верхнем Чегеме, Айшаев заключает: «Ученые считают район Верхнего Чегема самым крупным центром христианства в горах Центрального Кавказа, быть может, именно здесь находилась Кавказская епархия». Айшаев безусловно признает превалирующее влияние христианства на культуру, быт и нравы горцев: «Несмотря на то, что в XVIII веке был нанесен окончательный удар по гаснущим очагам христианства на Северном Кавказе, балкарцы и карачаевцы продолжали тщательно оберегать христианские памятники, церкви и религиозные книги. Длительное время оставались безразличными к исламу, исполняли некоторые христианские обряды, ели свинину». В 2006 г. Батчаев В. М. выпустил монографию «Балкария в XV – начале XIX вв»3. Батчаев рассматривает хронологию исследований археологических балкарских монументов в XX в., в т. ч., затрагивает христианские археологические памятники. Батчаев пишет о большом Там же – с. 20 Айшаев О. О. О христианстве в Балкарии. [Электронный ресурс] URL: http://balkaria.info/library/a/aishaev/hrstianstvo.htm. Далее цитаты по этому источнику 3 Батчаев В. М. Балкария в XV – начале XIX вв. Москва, 2006. [Электронный ресурс] URL: http://www.balkaria.info/library/b/batchaev/balkaria/balkaria.htm. Далее цитаты по этому источнику 1 2 [8] количестве христианских храмов и часовен доисламской эпохи на территории современной Кабардино–Балкарии. Батчаев указывает, что они были построены еще в аланскую эпоху, и сооружение их, «несомненно, продолжалось в позднем средневековье». Вместе с тем Батчаев признает, что почти все христианские храмы были уничтожены в эпоху исламизации края, и, «следовательно, уже недоступны для тщательного всестороннего изучения». Кроме того, Батчаев указывает, что в XVI в. в балкарском народе преобладали христианские храмы и почти отсутствовали языческие капища. Затрагивая причины почти поголовного распространения христианства среди балкарского народа, Батчаев подчеркивает, что христианство перешло по наследству балкарцами от своих предков – алан, которые, в свою очередь, получили его от Константинопольской церкви. Это произошло, полагает Батчаев, т. к. Восточная Римская империя заключила союз с аланами против хазар, и единая религия должна была сплотить греков и алан в борьбе с общим врагом. В начале Х в., пишет Батчаев, на территории алан была организована архиепископская кафедра, подчиненная Константинопольской патриархии, а спустя несколько десятилетий архиепископия повысила свой статус до митрополии. Вместе с тем, Батчаев, возможно, по идеологическим причинам, перестраховывается, и, противореча самому себе, заключает, что «говорить о глубокой и тотальной христианизации масс, равно как и строго ортодоксальных формах местного христианства вообще, было бы явным преувеличением». Вместе с тем, Батчаев не отрицает значительного влияния христианства даже после походов Тамерлана; на это указывает, по сведениям Батчаева, во–первых, литература на греческом языке, найденная в Верхнем Чегеме, которая почти полностью датируется XV в.; во–вторых, руины христианского храма того же времени на реке Кестанты и, в–третьих, послание архиепископа Галонифонтибу, написанное после нашествия войск Тимура, в котором архиепископ определял алан как христиан: по словам архиепископа, аланы «совершают богослужение [9] «по греческому исповеданию» на родном языке». Более того, Батчаев заявляет, что и вначале массовой исламизации в XVIII в., «преобладающим в высокогорной зоне вероучением, по–видимому, все же оставалось православие». В 2012 г., в рамках IV Свято–Игнатиевских чтений, Савенко С. Н. прочитал доклад о предкавказских христианских археологических памятниках1, в котором было подвергнуто разбору греческое влиянии на христианизацию Кавказа доисламской эпохи, главным образом, на христианизацию территории современной Кабардино–Балкарии. Савенко приводит ряд памятников: Эльхотовский крест, Камбелеевское надгробие, Этокское изваяние («Дука–Бек»), подчеркивая, что на этих объектах присутствуют греческие надписи. Савенко исследует работы ученых прошлого, оставивших свои наблюдения и мнения по вопросу о расшифровке греческих надписей: Потоцкого Я., Клапрота Ю., Бронецкого С., Бларамберга И. Савенко раскрывает смысл надписей, оставленных на христианских археологических памятниках. В 2013 г. был опубликован путеводитель «Христианские святыни Кабардино–Балкарии»2. В этой книге рассказывается как о современных храмах, функционирующих на территории Кабардино–Балкарии, так и об археологических памятниках прошлого. В самом начале этого сборника приводится статья Голяндина Н. П., Шипилова В. И., Ютрименко В. А. «Исторический очерк христианизации народов Кабардино–Балкарии». Авторы предлагают краткий обзор распространения христианства на данной территории. По мнению авторов, распространению христианства в этих областях способствовал константинопольский император Юстиниан, который стремился распространить свое влияние на Кавказе. Авторы пишут: Савенко С. Н. К историко–культурной оценке предкавказских памятников с поздними греческими эпитафиями религиозного содержания // Проблемы и перспективы исследования церковной истории Северного Кавказа: Материалы IV Свято–Игнатиевских чтений. Выпуск II. Ставрополь, 2012 2 Христианские святыни Кабардино–Балкарии. Под редакцией В. Н. Бобылева, Н. П. Голяндина. – Нальчик, 2013 1 [10] «…на рубеже VII–VIII вв. центром христианства на Западном и Северном Кавказе становится Зихская епархия. В этот период наблюдается активное строительство храмов, часовен, монастырей» 1. В этом же путеводителе напечатано две работы В. Н. и М. А. Котляровых, посвященных христианским памятникам Кабардино–Балкарии доисламской эпохи. По поводу территориального деления христианских епархий, основанных греками, Котляровы указывают, что именно в селе Каменномостское был центр епископии Ахохия. Котляровы заключают, что на территории Кабардино–Балкарии находилось три епископии Аланской епархии: Ахохия (у села Каменномостского); Кавказия – у села Верхний Чегем и епископия, находящаяся в четырех верстах от крепости Нальчик на Лесистом Кургане. По мнению Котляровых, в этом месте находился подземный храм2. Подведем христианских итоги. Советская археологических и современная памятников историография Кабардино–Балкарии доисламской эпохи представляет собой обширный фонд научного знания, включающий в себя результаты археологических экспедиций и работы со средневековыми документами, различные мнения ученых, специализирующихся по данной теме, переработку, критику и осмысление трудов исследователей XVIII – XIX вв. Таким образом, представленная нами историография являет археологических собой христианских систематизированное памятников изучение базиса Кабардино–Балкарии доисламской эпохи. В то же время следует отметить, что продолжающееся изучение христианского прошлого Кавказа приносит новый археологический и историографический для исследований в данной области и написания в будущем фундаментальных, тщательных и подробнейших исследований. Приложение № 1: 1 2 Там же – с. 7 – 8 Там же – с. 169 [11] Список кабардино–балкарских христианских памятников 1. Ареал бытования христианства 2. Городище Лыгыт 3. Захоронения «Город мертвых» 4. Захоронения Былыма (также храм, который не сохранился) 5. Захоронения Гижгита 6. Захоронения на горе Калеж 7. Камень надгробный с фигурой Георгия Победоносца на реке Кумбелей 8. Камень с изображением креста на Джилги–су 9. Камень с изображением креста у Нижнего Баксана 10. Катакомбный могильник «Песчаник» близ г. Нальчик 11. Крест с греческими буквами на реке Шелуха 12. Крест у селений Кёнделе и Атажукино 13. Крест у селения Хабаз 14. Крестные камни и часовня в Безенгийском ущелье 15. Кресты (2) у горы Кызбурун 16. Кресты (30) у селения Жанхотеко 17. Кресты (5) у аула Кармовского 18. Мастерская по производству нательных крестов близ села Каменномостское 19. Монастырь на Сарай–Горе (Издаре) 20. Статуя Дука–Бека с четырехконечным крестом 21. Храм «Ойт–Ойт–Каясы» в Балкарском ущелье (не сохранился) 22. Храм XV в. на реке Кестанты (Гестенты) 23. Храм в г. Нальчик 24. Храм в Кашхатау (Кашкатау) 25. Храм в Курнаяте (Курноят) 26. Храм в поселке Тотур Безенгийского ущелья (Хулам) [12] 27. Храм и могилы вокруг Озоруково 28. Храм у села Ишканты (Шканты) 29. Голубые озера: – икона с ликом Богоматери с Младенцем, – энколпион, – храм, – крест 30. Чегем: – крест в Заюкове, – плита с высеченным крестом в доме, – плиты с высеченными крестами на верхнем могильнике горы Донгат, – некрополь Фардык, – храм у села Улу–Ельт, – храм на горе Мырсы, – купель для крещения на горе Мырсы Приложение № 2: Список северо–кавказских христианских памятников Дагестан, Чечня, Ингушетия: 1. «Кладбище неверующих» в г. Хасавюрт 2. 2 христианских храма в верховьях реки Ассы 3. Крест в кургане у Чечен–Аула 4. Крест на башне и икона в могиле в Аргунском ущелье 5. Храм «Тхаба–Ерды» («2000 святых») 6. Храм у села Хунзах на реке Аварское Койсу 7. Церковь в селе Майрамахау 8. Храм Нарын–Кала в Дербенте 9. Церкви в городе Хунзах Северная Осетия: [13] 1. Вифлеемский скит у горы Казбек 2. Нузальская часовня 3. Святилище Реком в Цейском ущелье 4. Церковь в селе Дзивгис 5. Церковь в хуторе Гули 6. Часовня в селе Галиат Кабардино–Балкария: 1. Базилика XV века на реке Кестанты 2. Крестные камни и часовня в Безенгийском ущелье 3. Храм в г. Нальчик 4. Храм в округе Чегем у села Улу–Ельт 5. Храм в районе Голубых озер 6. Храм у села Ишканты Карачаево–Черкессия, Адыгея, Ставропольский и Краснодарский края: 1. 2 креста у Сидова Аула 2. 3 храма в Зеленчуке на месте монастыря 3. Крест, найденный на месте, где будет заложен г. Ставрополь 4. Кресты у станицы Сторожевой 5. Рим–гора в районе г. Кисловодск 6. Сентинский храм 7. Статуя Дука–Бека с крестом у станицы Зольской 8. Храм в честь свв. Бориса и Глеба в Тмутаракани (станица Ахтанизовская) 9. Храм у аула Карт–Джюрт 10. Храмы в древнем городе Маджары на месте современного г. Буденновска 11. Церковь св. Георгия на реке Белой 12. Шоанинский храм Библиография 10. Айшаев О. О. О христианстве в Балкарии. [Электронный ресурс] URL: http://balkaria.info/library/a/aishaev/hrstianstvo.htm [14] 11. Акритас П. Г. Археологическое исследование Чегемского ущелья в 1959 г. Нальчик, 1961 12. Акритас П. Г. Древний торговый путь от Черного моря к Каспийскому по горам Центрального Кавказа. // УЗКБНИИ. Нальчик, 1959. Т. XVI. 13. Акритас П. Г., Медведева О. П., Шаханов Т. Б. Архитектурно– археологические памятники горной части Кабардино–Балкарии // УЗКБНИИ. Т. XVII. Нальчик, 1960 14. Алексеева Е. П. Археологические раскопки в районе с. Верхний Чегем в 1959 г. // Сб. статей по истории Кабардино–Балкарии, вып. IХ, – Нальчик, 1961 15. Батчаев В. М. Балкария в XV – начале XIX вв. Москва, 2006. [Электронный ресурс] URL: http://www.balkaria.info/library/b/batchaev/balkaria/balkaria.htm 16. Виноградов В. Б. Следы Кавказской христианской митрополии ХIII–ХV вв. в российских источниках XVIII века // Историческая география Дона и Северного Кавказа. Ростов–на–Дону, 1992 17. Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV–X вв. Ленинград, 1979 18. Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа X–XIII вв. Санкт–Петербург, 1994 19. Гедеон (Докукин). История христианства на Северном Кавказе до и после его присоединения к России. Москва – Пятигорск, 1992. 20. Иессен А. А. Археологические памятники Кабардино–Балкарии. // МИА СССР № 3. Материалы по археологии Кабардино–Балкарии. Москва– Ленинград, 1941. 21. Ионе Г. И., Опрышко О. Л. Памятники рассказывают. Нальчик, 22. Ионе, Г. И. Верхне–Чегемские памятники VI–XIV вв. // Ученые 1963 записки Кабардино–Балкарского НИИ, т. XIX. Нальчик: Эльбрус, 1963 [15] 23. История Кабардино–Балкарии под редакцией Кумыкова Т. Х. и Мизиева И. М. – Нальчик, 1995 24. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. Москва, 1988. // Ответственный редактор книги академик В. Б. Пиотровский 25. Косвен М. О. Этнография и история Кавказа. Москва, 1961 26. Котляровы М. А. и В. Н. Живописная Кабардино–Балкария. Занимательное путешествие с авторами и героями книг по республике, которую называют жемчужиной Кавказа – Нальчик, 2011 27. Крупнов Е. И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960 28. Кудашев В. Н. Исторические сведения о кабардинском народе.— Нальчик – 1991 29. Кузнецов В. А. Зодчество феодальной Алании. Орджоникидзе, 30. Кузнецов В. А. Христианство на Северном Кавказе до XV в. 1977 Владикавказ, 2002 31. Лавров Л. И. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев // Труды института этнографии. Новая история. Нальчик, 1959. 32. Малахов С. Н. Северокавказские каменные изваяния с христианскими символами: итоги и перспективы изучения // Крупновские чтения 21. – Кисловодск – 2000 33. Маремшаова И. И. Народный менталитет и христианство в средневековой Балкарии // Сборник научных трудов молодых ученых КБГУ. Нальчик, 1998 34. Марковин В. И. К вопросу о язычестве и христианстве в верованиях горцев Кавказа // Вестник КБНИИ. Выпуск 6. Нальчик, 1972 35. Марковин В. И., Мунчаев Р. М. Северный Кавказ. Очерки древней и средневековой истории и культуры. Тула, 2003 [16] 36. Медведева О. П., Шаханов Т. Б. Архитектурно– археологические памятники горной части Кабардино–Балкарии. УЗКБНИИ. Нальчик, 1960–XV 37. Мизиев И. М. История карачаево–балкарского народа с древнейших времен до присоединения к России // Ас–Алан, 1998. 38. Ногмов Ш. История адыгейского народа. Нальчик. 1982 39. О происхождении балкарцев и карачаевцев. Материалы научной сессии 22 – 26 июня 1959 г. // Под редакцией Тхашокова М. Ж., Балкарова К. Ш. Нальчик, 1960 40. Очерки истории балкарского народа. Под редакцией доктора исторических наук, профессора Фадеева А. В. Нальчик, 1960 41. Подъяпольский Г. Н. Достопримечательные места Кабардино– Балкарии. Нальчик, 1977 42. Савенко С. Н. К историко–культурной оценке предкавказских памятников с поздними греческими эпитафиями религиозного содержания // Проблемы и перспективы исследования церковной истории Северного Кавказа: Материалы IV Свято–Игнатиевских чтений. Вып. II. Ставрополь, 2012 43. Сборник статей по истории Кабарды. Нальчик, 1955. 44. Тютюнина Е. С. Православные храмы Кабардино–Балкарии // II Славянские чтения в Кабардино–Балкарии. Материалы научно–практической конференции. – Нальчик, 1996 45. Федоров Я. А. Историческая этнография Северного Кавказа. Издательство Московского Университета. 1983 46. Христианская религия в истории адыгов, балкарцев и карачаевцев. // Этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия: тезисы докладов научно–практической конференции. –Махачкала, 2002. – 281 с 47. Христианские святыни Кабардино–Балкарии. Под редакцией В. Н. Бобылева, Н. П. Голяндина. – Нальчик, 2013 [17] 48. Чеченов И. М. Древности Кабардино–Балкарии. Нальчик, 1969. 49. Чеченов средневековой И. М. археологии Новые материалы и Кавказа // Северного исследования Археологические исследования на новостройках Кабардино–Балкарии. Нальчик, 1987. №3. [18] по

- у работы пока нет рецензий -