Мюзиклы, созданные в период пандемии специально для публикации в соцсетях, как новый вид проектов музыкального театра

Работа, опровергающая гипотезу: мюзиклы, созданные в период пандемии специально для публикации в соцсетях, построены по одной схеме

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации

Тип публикации: Исследования

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 61c7608a51c3c70001c58ab9
UUID: 0870d9a0-47dd-013a-be4a-0242ac180004
Опубликовано: 25.12.2021 18:18
Просмотры: 199

Current View

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (МГУ имени М.В. Ломоносова) ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ Кафедра зарубежной журналистики и литературы Исследовательская работа на тему: «Мюзиклы, созданные в период пандемии специально для публикации в соцсетях, как новый вид проектов музыкального театра» Работу выполнила: студентка IV курса д/о 408 группы Пухова Елизавета Павловна Научный руководитель: аспирант, Першина Елена Дмитриевна Москва-2021 1. Введение Мюзикл – неотъемлемая часть современного музыкального театра, представляющая собой «музыкальный сценический жанр, сочетающий элементы драматического, хореографического и оперного искусств» 1 , рассчитанный на массового зрителя. Современные тенденции и различные жизненные реалии заставляют театр как искусство преобразовываться, находя новые форматы и платформы для создания своих проектов. И если раньше стремление различных жанров стать ближе к зрителю приводило к созданию иммерсивных постановок, то в период пандемии, особенно 2020 года, из-за невозможности проведения массовых мероприятий, каковыми являются все концерты, театр начал искать новые платформы для взаимодействия со зрителем. Для жанра мюзикла такими платформами стали Instagram и TikTok, которые были заявлены как новые площадки для двух постановок: «инстамюзикла» «Мой длинноногий деда» и «Ratatouille: The TikTok Musical». Важно сказать, что выборка основана на том, что это были первые и единственные из существующих постановок, созданные для социальных сетей, поэтому именно их анализ лег в основу моей работы. Но, перед тем как я поподробнее расскажу о проектах и выделю характерные черты каждого из них, хочу объяснить, почему, по моему мнению, их вообще можно сравнивать. Вопервых, эти два мюзикла были созданы специально для 1 Современная энциклопедия (2000) URL: http://niv.ru/doc/encyclopedia/modern/fc/slovar204-10.htm#zag-7173 (дата обращения: 24.12.21); 1 публикации в социальных сетях. Во-вторых, обе платформы рассчитаны на размещение именно визуального контента. Так, если «TikTok — это видеоплатформа, на которой пользователи могут записывать видео продолжительностью до 60 секунд» 2, при этом включая в повествование и текст, и фото (в виде слайд-шоу), то «Instagram начинался как приложение для обмена фотографиями, но с тех пор расширился и теперь включает видео, рассказы, ролики и многое другое» 3. То есть, в соответствии с форматом обеих социальных сетей, текст имеет второстепенную важность, первую же позицию все же занимает фото или видео контент. При этом важно сказать, что продолжительность видео, которые легли в основу мюзиклов, в этих двух соцсетях разнится (мы рассматриваем период публикаций проектов, когда еще, например, не существовало Reels), если в TikTok люди могут размещать только видео до 60 секунд, в соответствии с чем ролики мюзикла «Рататуй» были именно такой продолжительности, то в Instagram длительность роликов больше, а средняя продолжительность видео проекта «Мой длинноногий деда» - 3 минуты. В - третьих, мюзиклы, созданные для соцсетей, не могут состоять только из одной видео или фото публикации, поэтому для раскрытия сюжета публиковался целый ряд постов на разные сюжеты, раскрывающие историю с разных сторон (целиком оценить проект можно, лишь собрав все их воедино). 2 TikTok vs Instagram: какая платформа для вас лучше? URL: https://astera.ru/gaids/tiktok-vs-instagram-kakaya-platforma-dlya-vas-luchshe (дата обращения: 24.12.21); 3 TikTok vs Instagram: какая платформа для вас лучше? URL: https://astera.ru/gaids/tiktok-vs-instagram-kakaya-platforma-dlya-vas-luchshe (дата обращения: 24.12.21); 2 Проанализировав эти три пункта, я решила выдвинуть гипотезу, ложащуюся в основу моей работы: мюзиклы, созданные в период пандемии специально для публикации в соцсетях, построены по одной схеме. Для того, чтобы доказать или опровергнуть данную теорию, я изучу официальные аккаунты мюзиклов в тех соцсетях, для которых они создавались, сравню то, как они раскрывали историю, которая лежит в основе постановки, а также прочитаю статьи об этих постановках, рассказывающие об истории их создания, если материала, содержащегося на аккаунтах, не хватит. 2.Основная часть Свой анализ я решила провести, разделяя все на определенные срезы. Первым из них является публикация общей информации о самой постановке в первых постах для ознакомления зрителя с материалом. В аккаунте инстаграм - мюзикла «Мой длинноногий деда» из самого первого поста мы узнаем, что проект основан на мюзикле Пола Гордона Daddy-Long-Legs, сценарий которого, в свою очередь, написан по книге Джин Вэбстер «Длинноногий дядюшка», тут же описан сюжет постановки: «Романтичная и трогательная история девушки из сиротского приюта, которая получает стипендию для обучения от анонимного благотворителя. И единственное поставленное для ее получения условие – писать ему 3 письма о жизни, на которые он не планирует отвечать. И Джуди пишет, ведь в жизни происходит столько всего, чем хочется хоть с кем-то поделиться!» 4, а также перечислены все участники постановки: «Над мюзиклом работает команда под руководством двукратного лауреата премии «Золотая Маска» режиссера Алексея Франдетти, за плечами которого уже полтора десятка самых топовых мюзиклов последних лет. В команде постановщиков также подобрался «цвет российского мюзикла»: музыкальный руководитель – Армен Погосян, звукорежиссер – Михаил Соколик, русский текст – Мария Кузнецова при участии Александра Байча. В ролях – лауреаты «Золотой маски» Юлия Дякина и Иван Ожогин»5 . Кроме текстового формата, на аккаунтах также опубликованы фото актеров с подписями. Первые публикации в официальном аккаунте «Ratatouille: The TikTok Musical» сразу же посвящены рекламе премьеры мюзикла на TodayTix, которая призывает к покупке билетов. Кроме того, присутствует пост, состоящий из подборки скриншотов статей различных изданий об этом мюзикле. Чтобы подробнее разобраться в ситуации, я решила зайти на сайты упомянутых изданий и проанализировать статьи о постановке. Из статей «The New York Times» мы узнаем, что «Ratatouille: The TikTok Musical» собран из песен и сцен, вдохновленных мультфильмом «Рататуй», который был создан студией Pixar. Сотни пользователей TikTok, в том числе театральных деятелей, работающих на Бродвее, в течение некоторого времени совместно создавали адаптацию 4 Первый мюзикл в Instagram. URL: https://www.instagram.com/instamusical.ru/ (дата обращения: 23.12.21) 5 Там же 4 мультфильма в бродвейском стиле, что началось с всего лишь одной песни (она стала увертюрой мюзикла) и ролика, опубликованного в сети и ставшего невероятно популярным. О предстоящей премьере писали также «CNN», «Entertainment» и т.д. Команду же, работающую над премьерой, представили с помощью нескольких видео (где-то это был формат слайд-шоу, где-то – видеообращение). И тут сразу нужно остановиться и уточнить один важный момент. Оказалось, что, если после презентационных постов инстамюзикл «Мой длинноногий деда» начинает публиковать сам мюзикл, только в новом формате, то на TikTok аккаунте «Рататуя» присутствуют исключительно ролики, созданные в целях промокампании, а сама постановка перенесена на другую платформу (TodayTix). Вторым пунктом для анализа стали форматы, использовавшиеся для раскрытия истории. «Мой длинноногий деда» публиковал в четкой последовательности 3 поста: фото с текстом от лица Джуди, фото с текстом от лица Длинноногого деды и примерно трехминутное видео с вокальными номерами. Через такое последовательное повествование, спланированное заранее, раскрывалась вся история, вплоть до ее конца и того момента, когда постановка перенеслась на сцену театра «Приют комедианта». «Рататуй» же строился совсем по-другому (для анализа этой части я посмотрела готовый мюзикл, опубликованный на ютубе): с помощью монтажа все вертикальные минутные ролики (использовался исключительно формат видео) были встроены в единый фильм, длящийся 55 минут 16 секунд, который показывали на 5 TodayTix (части его были записаны как горизонтальная основа, на которую уже накладывались вертикальные короткие видео). Третьим же критерием стало будущее проектов: конечный результат, на который рассчитывали создатели. «Мой длинноногий деда» перешел из формата «инстамюзикла» на сцену театра, обретя новую форму, и теперь его можно увидеть на сцене «Приюта комедианта». А первый и последний показ (трансляция) мюзикла «Рататуй» прошел 1 января 2021 года, цену билетов зрители определяли самостоятельно, так как все деньги уходили в The Actors Fund на поддержку артистов во время пандемии. 6 3.Заключение Исследовав официальные аккаунты мюзиклов, созданных в период пандемии специально для публикации в соцсетях («инстамюзикла» «Мой длинноногий деда» и «Ratatouille: The TikTok Musical»), а также некоторые статьи в интернет изданиях, я пришла к нескольким выводам. Первый и основополагающий - эти два проекта были созданы в совершенно разных условиях: если постановка мюзикла «Мой длинноногий деда» публикации была планировались содержание прописывалось осознанным заранее, решением, а порядок и их для постепенного раскрытия истории, то «Ratatouille: The TikTok Musical» был создан стихийно: разные люди выкладывали в соцсеть разные куски истории, придуманные ими, непоследовательно и не думая, что из этого получится что-то серьезное (хотя в итоге получился полноценный мюзикл). Именно этим объясняется выбор форматов для повествования. Разнообразие первой постановки (текст, фото, видео) было предусмотрено и продумано заранее. То есть, сначала была одна общая идея, а потом уже прорабатывались возможные и реализации. беспорядочно наиболее Во подходящие втором же публиковали форматы случае для сначала видеоконтент, в ее люди котором содержались кусочки целого, а потом уже существующие кусочки собирались вместе, накладывались на видеооснову и формировали цельный мюзикл. Сначала было много разных идей, опубликованных в одном формате, а потом уже создатели мюзикла, работая уже с одним существующим 7 форматом, объединяли разные предложения людей в единое целое. То есть изначально был формат, а потом уже идея целого мюзикла. Также, если в первом случае мы сталкиваемся с публикацией именно в той социальной сети, которая заявлена в названии проекта («инстамюзикл»), то во втором – мы видим, как авторы берут вертикальные ролики из сети TikTok, с накладывая помощью на монтажа отснятый вставляют на камеру их в фильм, горизонтальный материал, и публикуют получившуюся единую постановку на другой платформе просмотра, что составляющей, полностью (TodayTix), означает тогда как бесплатный продавая включение «Мой для билеты коммерческой длинноногий зрителя для деда» - проект. Кроме того, «инстамюзикл» «Мой длинноногий деда» изначально создавался как проект, имеющий возможное продолжение в виде полноценной постановки на театральной сцене. «Рататуй» же был своего рода экспериментом, всеобщим весельем, не подразумевающим ничего серьезного, призванным помочь материально актерам в период пандемии. Проанализировав все это, я могу сказать, что моя гипотеза, выдвинутая в начале работы, была неверной. Несмотря на схожесть платформ и то, что обе постановки принадлежат к одному жанру, осмысленный подход в одном случае, и стихийность в другом сделали эти два проекта абсолютно разными, построенными по разным схемам. 8 4. Библиографический список 1. Первый мюзикл в Instagram. URL: https://www.instagram.com/instamusical.ru/ (дата обращения: 23.12.21) 2. Ratatouille The TikTok Musical. URL: Ratatouille The TikTok Musical (дата обращения: 23.12.21) 3. Современная энциклопедия (2000) URL: http://niv.ru/doc/encyclopedia/modern/fc/slovar-204-10.htm#zag7173 (дата обращения: 24.12.21) 4. TikTok vs Instagram: какая платформа для вас лучше? URL: https://astera.ru/gaids/tiktok-vs-instagram-kakaya-platformadlya-vas-luchshe (дата обращения: 24.12.21) 5. On TikTok, Fans Are Making Their Own ‘Ratatouille’ Musical URL: https://www.nytimes.com/2020/11/30/arts/tiktok-disneyratatouille-musical.html?searchResultPosition=2 (дата обращения: 25.12.21) 9 6. TikTok ‘Ratatouille’ Musical to Be Presented as Benefit Performance URL: https://www.nytimes.com/2020/12/09/theater/ ratatouille-tiktok-musical.html?searchResultPosition=1 (дата обращения: 25.12.21) 7. Users turned 'Ratatouille' into a TikTok musical. Now, it will become a benefit for Broadway URL: https://edition.cnn.com/2020/12/10/entertainment/ratatouilletiktok-musical-broadway-benefit-trnd/index.html (дата обращения: 25.12.21) 8. Ratatouille musical cooked up on TikTok will stage streaming benefit URL: https://ew.com/theater/a-ratatouille-musical-cookedup-on-tiktok-set-to-stream-for-charity/ (дата обращения: 25.12.21) 9. Ratatouille The Musical (full show) https://www.youtube.com/watch?v=-pdTi-R-Apw обращения: 20.12.21) URL: (дата 10

- у работы пока нет рецензий -