Ноосфера как нормативная теория медиа

Научный доклада И.И. Засурского

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации

Тип публикации: Тезисы

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 5cfa2aaef2ad47036be107e8
UUID: 69f8be50-6b32-0137-1bd6-525400006e27
Опубликовано: 07.06.2019 09:13
Просмотры: 1422

Current View

Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Ноосфера новая как нормативная теория медиа От Вернадского к Леви, от Маклюэна к Кастельсу НОРМАТИВНЫЕ ТЕОРИИ МЕДИА СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Нормативные теории «рекомендуют идеальную практическую деятельность и предвидят некие “идеальные варианты” последствий от такой ФИО Они основываются не на эмпирических деятельности. наблюдениях, а на том, как должно быть». Контакты Бакулев Г.П., «Нормативные теории массовой коммуникации», 2006 ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА 1 НОРМАТИВНЫЕ ТЕОРИИ МЕДИА СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! • Нормативные теории медиа определяют строение и функции медиа в обществе, которое опирается на определенные ценности и представления об общем благе. Очевидно, что они должны эволюционировать вместе с медиа-средой. • Смена типа общества ведет к трансформации ключевых общественных институтов в соответствии с новыми ценностями, которые выходят на первый план. Эти ценности отражают особенности медиакоммуникационной системы. ФИО Контакты • Широко известны шесть нормативных теорий СМИ, однако они не могли учитывать новые каналы коммуникации, которые значительно трансформировали информационную среду. ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ФИО Контакты ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕДИА СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Главная особенность электрической эпохи состоит в том, что она создаёт глобальную сеть, во многом похожую по своему характеру на нашу центральную нервную систему. Наша центральная нервная система не просто представляет собой электрическую сеть, но и конституирует единое поле опыта. McLuhan M.. Understanding media, 1964 ФИО Контакты Форма универсального распределенного интеллекта, которая постоянно совершенствуется и координируется в реальном времени; в результате «взаимного признания и обогащение частных лиц», «эффективно мобилизует навыки». Levi P., Bononno R., Collective Intelligence, 1999 ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА   СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ФИО Контакты ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА МИР НИКОГДА НЕ БУДЕТ ПРЕЖНИМ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Количество интернет-пользователей (по данным Internet World Stats на март 2019 г.) ФИО Контакты 4,383,810,342 ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! НОВАЯ МЕДИАСРЕДА – НОВЫЕ ТЕОРИИ Средства массовой информации выполняют ряд важных, даже необходимых задач в современном обществе, медиа отвечают за реализацию общественных интересов и ее качество. Это также подразумевает необходимость наличия системы медиа, которая работает в соответствии с теми же принципами, которые регулируют жизнь общества, особенно в отношении справедливости, правосудия, демократии и господствующих представлений о желательных социальных и культурных ценностях. ФИО Контакты … Теории, касающиеся массовой коммуникации, должны постоянно пересматриваться в свете новых технологий и их применения. MсQuail D., Mass Communication Theory: An Introduction, 1987 ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! НООСФЕРА КАК МЕТАФОРА Брюс Райан изучал распространение практики применения гибридных семян фермерами в штате Айова. На основе результатов исследования Эверетт Роджерс предложил модель диффузии инноваций, ставшей одним из главных инструментов маркетологов. Идея ноосферы, предложенная В. И. Вернадским, в мире высоких технологий приобретает особый смысл, что позволяет выдвинуть гипотезу о возможности применения этой концепции для формирования новой нормативной теории медиа. ФИО Контакты ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ФИО Контакты ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! НООСФЕРА КАК НОВАЯ НОРМАТИВНАЯ ТЕОРИЯ МЕДИА Что есть Проблемы Чего не хватает Что должно быть Новые платформы и социальные медиа, где информация распространяется свободно Фейк-ньюз, отсутствие доверия к СМИ. Отсутствие понимания особенностей и эффектов использования новых каналов коммуникации Обилия информации из первоисточников, знаний и экспертизы в открытом доступе на скорости коммуникации Коллективная верификация и обработка информации. Синхронизация памяти и компетенций общества на скорости коммуникации посредством новой медиасреды Большинство теорий коммуникаций создано до эпохи новых медиа. Нет ясности в осознании процесса трансформации и его потенциала со стороны научного сообщества Формулирование терминологического аппарата и теоретическое осмысление нового состояния медиасреды. Новые научные школы, осмысляющие новые явления Новые идеалы развития общества и новая роль науки как основной производительной силы общества   Новые информационные технологии, на основе которых формируется новая медиасреда ФИО Контакты Сложившаяся в индустриальную эпоху система законов и практики защиты авторских прав Конфликт старой модели и ее Понимание важности приоритета стейкхолдеров с особенностями новой моральных прав автора над информационной среды имущественными, не учитываются интересы пользователей и общества Новая модель регулирования авторских прав в интернете, основанная на концепции общего блага World Wide Web, созданный учеными для обмена научной информацией Ограниченный доступ к научной информации, слишком медленный переход к модели открытого доступа Новых инструментов поиска научной информации и коллективной научной работы, основанных на технологиях новых медиа Принятие управленческих решений на основании проверенной научной информации. Коллективный поиск решений для глобальных вызовов Новые возможности для организации доступа к культурным ценностям с минимальными издержками на новом уровне для неограниченного круга пользователей Недоступность культурного наследия и «потеря памяти». Отсутствие компетенций и образования, необходимого для работы в пространстве новых медиа Интеграция традиционных институтов (библиотек, музеев и архивов) с новыми объектами электронной инфраструктуры новых медиа, обеспечивающими открытый доступ к культурному наследию Обеспечение передачи информации не только через расстояние, но и через время (надежное хранение в эпоху электрических медиа) ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ПОТЕРЯННОЕ ЗНАНИЕ ФИО Контакты Исследование “How Copyright Keeps Works Disappeared” проведено в Университете Иллинойса под руководством профессора Пола Хилдав 2013 году. За генеральную совокупность приняты все художественные книги американских авторов, вышедшие в США в 2012 году. Из них случайным образом выбрано 2300 книг, о первых изданиях которых оказалась доступна исчерпывающая информация о первом годе их публикации. ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ПОТЕРЯННАЯ ПАМЯТЬ ФИО Контакты Исследование проведено В.В. Харитоновым в 2016 году для книги «Информационная сверхпроводимость: авторское право как инструмент развития» по заказу АИИ. Данные о книжных изданиях художественной литературы на русском языке, содержащиеся в ежегоднике «Книги Российской Федерации» Российской книжной палаты за 2014 год. Из 9997 художественных книг на русском языке, вошедших в книжную летопись за этот год, случайным образом после отсева изданий без необходимых данных, изданий произведений, созданных до XIX века, а также сборников произведений, созданных на протяжении более, чем двух десятилетий, было выбрано 978 изданий. ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ • Коллективное взаимодействие по сбору и проверке информации (“Википедия”, Wikidata, Quora). • Усиление горизонтальных связей и формирование сообществ, возможность организации коллективного действия (Facebook, Twitter). • Мгновенная коммуникация в режиме реального времени с возможностью группового участия (WhatsApp, Telegram). • Сервисы, построенные на пользовательском контенте (Youtube). • ФИО Национальные и глобальные реестры и агрегаторы (платформа “Ноосфера”, Контакты NORA, ROAR, OpenAIRE). • Интерактивные системы научной коммуникации - революция в системе научных изданий (F1000Research). • Открытые банки знаний и агрегаторы (Vernsky, “Научный корреспондент”, “КиберЛенинка”, Arxiv). • Системы регистрации произведений (iPChain). ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ПОТЕНЦИАЛ НОВЫХ МЕДИА ФИО Контакты ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА arXiv.org — крупнейший бесплатный архив электронных публикаций научных статей и их препринтов по физике, математике, астрономии, информатике и биологии. Источник данных: официальная статистика arXiv.org. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ • Роль институализированных медиа в условиях новой медиасреды. • Новый баланс прав пользователей и производителей контента. Роль посредников в процессе создания и распространения контента. • Новые бизнес-модели и сервисы, которые построены на открытом контенте. • Открытые игровые площадки: использование инструментов геймификациии коллективной работы для решения практических проблем. • Измерения и анализ состояния и развития информационного общества. • Новые инструменты научной коммуникации, их интеграция и развитие. • Инструменты и методы измерения человеческого капитала. • Оценка значимости информации, которая не предполагает коммерциализации. ФИО Контакты ФАКУЛЬТЕТ МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА • Оценка ЖУРНАЛИСТИКИ последствий ограничения доступа к контенту, который мог бы СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

- у работы пока нет рецензий -