Особенности интерпретации любви в романе о Тристане и Изольде

Реферат по "Тристану и Изольде".

Тип публикации: Рефераты

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 5cf028fbf2ad4758bcb356e8
UUID: e9f18c80-704e-0137-3dc3-525400006e27
Опубликовано: 30.05.2019 19:03
Просмотры: 3619

Current View

Московский государственный университетимени М. В. Ломоносова Факультетжурналистики Кафедразарубежной журналистики и литературы Особенности интерпретации любви в романео Тристанеи Изольде Рефератстудентки 1 курсадо / 114 группы Ивановой А. С. Научный руководитель : Доцент Гуляева И. Б. Москва 2017 Оглавление История рыцарских романов............................................................................................3 Черты рыцарского романа и сравнение с другими жанрами.......................................4 Виды любви в романе.........................................................................................................5 Тристан и Изольда...............................................................................................................7 Библиографический список...............................................................................................8 2 Историярыцарских романов Античные произведения и кельтские народные сказания — истоки рыцарского романа. Именно обработка этой литературы послужила основой длямногих из них. Античный материал содержал и любовные истории, и авантюрные. В нем оставляли сюжеты, похожие на правду, но удаляли мифологические. Оформлялся трафаретрыцарского романа постепенно. Так, прелюдией к нему был роман об Александре Македонском, в котором присутствовали линии фантастики, приключений, но не было темы любви. Затем появился «Роман об Энее» с разработанной любовной темой. Это произведениеиллюстрировало «доктрину куртуазной любви1». Кстати, кельтские сказания тоже изменялись. Мотивы любви подвергались 2 «куртуазной идеализации ». А чудесапонадобились длятогочтобы , рыцари совершали подвиги. Сказания о короле Артуре — самые известные среди кельтских. Они же очень значимы длярыцарских романов. Невозможно было считаться рыцарем в полном смыслеэтого слова, непобывав у короля Артура. 1 История зарубежной литературы = Средние века и Возрождение: Учеб. Пособие для филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов. /Алексеев М. П., Жирмундский В. М., Мокульский С. С., Смирнов А. А. — 3-е изд. — М.: Высш. школа, 1978. — 527 с., ил. 2 Там же. 3 Черты рыцарскогороманаи сравнениесдругимижанрами Франция — родина рыцарских романов. Интересы и чувства этот жанр взял из рыцарской лирики. Рыцари хотят прославиться, и это отличает их от персонажей героического эпоса, которыесовершают подвиги ради национального дела. Рыцарский роман и повесть состоят из: 1. Темы любви, обычно платонической; 2. Фантастики a. Сверхъестественной, но не христианской, b. Возвышающей героя среди других; 3. Приключений. Он «изображает давние эпохи и жизнь далеких народов в виде картины современного общества, в которую читатели из рыцарских кругов глядятся, как в зеркало, находяв нем отражениесвоих жизненных идеалов3». 3 Там же. 4 Видылюбвивромане Центр романа — любовь Изольды и Тристана. Но стоит упомянуть и и другие любовные линии сюжета. 1. Материнская Мать Тристана — Бланшефлер — при рождении сказала, что он 4 «прекраснейшее созданиекакоекогда , -либо породилаженщина ». Эта реплика, пусть не впрямую, но говорит о ее любви к новорожденному сыну. Кроме этого, мать Изольды готовит любовное зелье, чтобы ее дочь была счастлива в браке с королем Марком. Эта забота тоже говорит о материнской любви к дочери. 2. Между родственниками Изольда так любит своего дядю Морхульда, что готова убить Тристана, когда узнает в нем убийцу дяди. В то же время она вспоминает, что для дяди она была очень дорога. Марк тоже любит своего племянника, а также сестру — Бланшефлер. Уже в первую встречу перед ним проносятся мысли: «Откуда у меня эта нежность? Спрашивал король свое сердце, а понять не мог». Рассказчик отвечает: «То была любовь, которую он некогда питал к сестре своей Бланшефлер». Тристан любит его: «И в продолжении трех лет взаимная любовь возрастала в их сердцах5». 3. Воспитанник и воспитатель, девушкаи госпожа 7 Для Роальдаи ГорвеналаТристан «как сын6». ОнРоальда называет «отцом ». Такие жеотношения у Изольды и Бранжьены. При отплытии из родины мать отправляет Бранжьену с дочерью, потому что девушка любит Изольду 8 «вернойлюбовью ». 4. Любовь народак господину 4 5 6 7 8 5 http://royallib.com/book/srednevekovaya_literatura/tristan_i_izolda.html Там же. Там же. Там же. Там же. Роман изобилует эпизодами, когда народ признается в любви к Тристану или Изольде, например, после выигранного поединка с Морхульдом все плачут и славят юного героя, аИзольду народ «обожает», говорится в романе. 5. Марк – Изольда – Тристан Помимо того, что Тристан с Изольдой любят друг друга, так каждый из них любит Марка, аМарк любит их по «благородству своего сердца9»! 6. Любовь между мужчиной и женщиной Кроме главных героев любили друг друга и родители Тристана: Ривален ее — 10 «несказанной любовью », онаумерла с тоскипослеегосмерти . 9 Там же. 10 Там же. 6 Тристан и Изольда Однако главная любовная линия принадлежитТристану и Изольде. Важная особенность романа в том, что их чувство противоречит моральным устоям общества, которые автор критикует. Ведь любовь — светлое чувство — вырывает любящихиз привычной жизниприводит , их к гибелиЭтим . автор говорит, что феодально-рыцарский строй сковывает волю, чувства человека; он неестественен. В итоге в борьбе между любовью и законами выигрывает вечное чувство, что метафорично показано через эпизод с шиповником, который после смерти героев соединил их. Вообще в «Тристане и Изольде» тема смерти и тема любви крепко сплетены друг с другом: мать Тристана умираетот тоски по погибшему отцу, главные герои романа находят счастье, спасшись от казни, Изольда умирает от любви к Тристану. Кстати, в этом произведении многие эпизоды симметричны друг другу: сцены с парусом — в начале Тристан победитель, в конце парус провоцирует его смерть, рана от дракона, яд которого обезвредила Изольда — рана от отравленного оружия, обезвредить который Изольдане успела. Еще одна черта «Тристана и Изольды» — психологизм. Открыть душу героя, рыцаря Тристана, нехарактерно для этого типа романов. Более того, герой куртуазного романа совершает подвиги ради платонической любви. Рыцарская же карьера Тристана катится вниз. То есть, любовь для героев несчастье. Такое видениехарактерно длядревних мифов. Таким образом, любовь в романе Жозефа Бедье в первую очередь отличается некуртуазностью, глубоким психологизмом и трагичностью. Кроме этого, с помощью этой темы поднимаются вопросы к устоям феодально-рыцарского общества. 7 Библиографическийсписок 1) История зарубежной литературы = Средние века и Возрождение: Учеб. Пособие для филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов. /Алексеев М. П., Жирмундский В. М., Мокульский С. С., Смирнов А. А. — 3-е изд. — М.: Высш. школа, 1978. — 527 с., ил. 2) ЖозефБедье «Роман о Тристанеи Изольде» http://royallib.com/book/srednevekovaya_literatura/tristan_i_izolda.html 3) Мелетинский Е.: Средневековый роман. http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/meletinskij-srednevekovyj-roman/romany-otristane-i-izolde.html 4) Научная страница доцента Барковой А.Л. http://mith.ru/alb/europe/tristan.html 8

- у работы пока нет рецензий -