МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОМОНОСОВА ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ Кафедра социологии массовых коммуникаций Специфика ночного контента в соцсети "ВКонтакте" (на примере OPINEON) Исследовательская работа студентки 3 курса дневного отделения 307 группы Ивановой А. С. Научный руководитель: Зуйкина К. Л. Москва 2019 Оглавление Введение..........................................................................................................................3 Основная часть..............................................................................................................5 Что такое #dark_opineon?...................................................................................................5 Предыстория рубрики........................................................................................................ 5 Что такое ночной контент?.................................................................................................7 Какие подрубрики были в #dark_opineon?......................................................................8 Какие материалы были наиболее популярны в рубрике ночного контента?..........25 Какие жанры используются в создании ночного контента?...........................................25 Какие из жанров наиболее популярны в ночном контенте?..........................................25 Результаты и их анализ.....................................................................................................32 Заключение...................................................................................................................35 Какое будущее у ночного контента? Портрет типичного читателя............................35 2 Специфика ночного контента в соцсети "ВКонтакте" (на примере OPINEON) Введение Актуальность: Эта работа актуальна, так как сейчас происходит активное изобретение новых форм, жанров, методов подачи информации. Профессор Штутгартского университета медиатехнологий, руководитель программы «Журналистика и пиар» Ларс Ринсдорф считает, что «журналисты постоянно вынуждены заново изобретать свою профессию и свои продукты из-за развития цифровых технологий. Но мы можем использовать новые технологии для наших целей. Я думаю, уметь адаптироваться к новой среде, изобретать новые инструменты для понимания потребностей людей и удовлетворять эти потребности с помощью соответствующих контент-стратегий — основной навык журналиста, если он хочет предложить действительно хороший продукт»1. Малоктоиспользует в своей работеночной контент. Новизна: Никто не анализировал использование ночного контента с точки зрения жанров и форматов, ответа аудитории. Цель: Исследование ночного контента, выработать рекомендацию по организации работы редакции в ночное время. Задачи: Исследование специфики ночного контента (тематика, время выхода); Исследование реакции и предпочтений аудитории. Проблематика или Исследовательские вопросы: 1. Что такое #dark_opineon? 2. Что такое ночной контент? 1 Журналист, «Ларс Ринсдорф: Журналисты постоянно вынуждены заново изобретать свою профессию» (дата посещения: 21.05.19): https://jrnlst.ru/journalism-in-germany 3 a. В какое время выходит ночной контент? b. В чем отличие ночного контента от какого-либо другого? c. Какова тематика ночного контента? 3. Какие подрубрики были в #dark_opineon? 4. Какие материалы были наиболее популярны в рубрике ночного контента? a. Какие жанры используются в создании ночного контента? b. Какие из жанров наиболее популярны в ночном контенте? 5. Какое будущее у ночного контента? Методы: • Прочтение имеющейся литературы по этой теме; • Сбор статистики по каждому материалу (лайки, репосты, комментарии, просмотры); • Опросы аудитории в конце каждой подрубрики (какой материал был самым интересным, удобен ли тот или иной формат подачи материала); • Анализ и систематизация данных. Источники: 1. Журналист, «Ларс Ринсдорф: Журналисты постоянно вынуждены заново изобретать свою профессию» (дата посещения: 21.05.19): https://jrnlst.ru/journalism-in-germany 2. Исследование «Как читают медиа в России» Mediator Media (20.04.19): https://mediator.media/doc/Mediator_2018_How_People_Read.pdf 3. Восстановление уровня лояльности к рекламе в Интернете. Медиапотребление в России — 2018 (дата захода: 20.04.19): https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/researchcenter/media-consumption-in-russia-2018-ru.pdf 4. Как новые медиа изменили журналистику (дата захода: 20.04.19): http://newmedia2016.digital-books.ru/kniga/auditoriya-novy-h-media/ 5. Рубрика #dark_opineon в медиаOPINEON (ноябрь2018 — март2019): https://vk.com/opineon. 4 Основная часть Что такое#dark_opineon? Эта работа строится на анализе рубрики #dark_opineon экспериментального медиа OPINEON в Вконтакте. Специфика рубрики заключается в предоставлении контента «темного» характера. Это темы: 1. Смерть 2. Преступления 3. Мятежи 4. Войны Рубрика занимает разный объем от всего контента OPINEON, потому что тексты выходили хаотично, то тремя постами за ночь и девятью в первую неделю, а то не выходили вообще в феврале. И количество рубрик в OPINEON тоже постоянно менялось. Если в первом полугодии были только мнения, культура и дарк, то во втором (и не сразу) появились #мамапрости, #цитатадня и #внероссии. Неделю шел эксперимент #StopShop. Предыстория рубрики Автор рубрики хотел, чтобы читатели могли за ночь прочитать текст, послушать музыку и посмотреть видео, причем все это должно было выходить отдельными постами. То есть, три поста за ночь. Первоначально рубрика должна была выходить в 1:11, 3:33 и 5:55. Время выбирали по красоте цифр, связи с аудиторией кафедры новых медиа и теорией коммуникации (333) и скудной информации о том, что точное время (когда минуты заканчиваются на 0 или 5) не стоит брать, так как его занимают крупные СМИ и паблики, которые отобьют читателя у маленького, только начинающего работать медиа, и по информации, что люди уходят из соцсетей в 3:00 и приходят в 9:00. Однако в ночь запуска произошла стрельба в Керчи, из-за которой пришлось убирать уже готовые материалы и писать новый. Написание задержалось, и 5 рубрика запустилась в 3:33. Соответственно все сдвинулось на время 3:33, 4:44 и 5:55. Первоначально задумка была сделать контент по тематике «темный научпоп», то есть материалы историко-литературного плана, которые должны развлекать, но при этом и знакомить с чем-то новым. И это не должно было быть слишком кровожадно. Эти условия, во-первых, ограничивают тематику контента, во-вторых, придают ему уникальность, ведь большинство групп, предполагающих тематику «dark» пишут об убийцах, насильниках, сумасшедших и преступниках. Нам хотелось создать нечто другое и новое. Рассказать об изобретателях оружия массового поражения, показать отрывки из дневников страдающих психическими расстройствами художников и писателях, рассказать о неизлечимых и смертельных болезнях XXI века с научной точки зрения — почему они непобедимы, какие есть решения для победы над ними. Материалы должны были выходить в формате постов. Первое полугодие (октябрь 2018 — февраль 2019) в рубрике больше экспериментируют с форматами, чтобы научиться работать в различных программах по созданию иллюстраций к постам, чтобы научиться монтировать видео, создавать гифки, анкеты, тесты. Благодаря этой части эксперимента можно проанализировать, какой формат читатели считают наиболее удобным. Внимание второго полугодия больше направлено на контент, то есть все посты выходят в формате текст + картинка. Однако темы в этом полугодии гораздо адекватнее прошлогодних. Среди них: натурализм, терроризм, пляски смерти, китайская поэзия, истории об оружии массового поражения и его создателях. 6 Что такоеночной контент? a. В какое время выходит ночной контент? b. В чем отличие ночного контента от какого-либо другого? c. Какова тематика ночного контента? Ночной контент — это контент, который публикуется ночью. По большому толковому словарю, ночь — это: «Часть суток от захода до восхода солнца, от вечера до утра» 2. Таким образом, нет четкого определения часов, на которое приходится ночное время, так как восход и заход солнца на каждый день рассчитываются отдельно. Для того, чтобы упростить исследование, будем считать за ночное время с 00:00 до 06:00. Тематика, целевая аудитория зависят только от направленности группы в социальной сети / от тематики СМИ. Его формат зависит от фантазии и умений авторов, тематики СМИ / группы в социальной сети. Сейчас эта ниша почти свободна. Серьезной статистики и исследований по этому контенту нет. 2 Грамота.ру (дата захода: 20.04.19): http://gramota.ru/slovari/dic/?word=%D0%BD %D0%BE%D1%87%D1%8C&all=x 7 При этом есть аудитория, для которой можно делать такой контент. Какиеподрубрики были в #dark_opineon? В этом исследовании приведем примеры подрубрик, по которым были опросы к аудитории. 1. Литературный дарк_натурализм Подводка, рассказывающая о писателе, и картинка с цитатой из его произведения. Подрубрика выходила одним постом. 8 2. Татуировки Опрос о специфике славянских, индийских и татуировках майя с картинкамипримерами рисунков. Выходили видео и музыка более-менее подходящие по теме. Подрубрика выходила двумя-тремя постами за раз. 9 1 пост_тест 10 2 пост_видео 11 3 пост_музыка 3. Венерология Видео об истории болезней и причинах, почему до сих пор с ними не справились, в чем их опасность. Первый материал в этой подрубрикевышел в форматестатьи. 12 Видео 4. #psycho Эта подрубрика состояла из подводки и картинки с цитатой из дневника / писем писателя / художника. Иногда выходили посты с музыкой и видео по теме. 13 14 15 Кроме этих подрубрик, были: 1. #japanese_darkside В подрубрике рассказывалось об ужасах Японии. Мы любим Японию, но если нужен какой-либо треш-контент из Азии, то легче всего найти его в Японии. 2. #dark_africa Эта подрубрика существовала лишь одну ночь, зато в трех постах. 16 3. #темная_наука Эта подрубрика тоже существовала одну ночь. Ее идея заключалась в рассказе о научных неточностях в литературе. 17 4. --- Я так и не узнала, какое у этой подрубрики название. В теории оно должно было постоянно меняться в зависимости от героев ночи. Ее суть — рассказать треш провинциальной России. 18 5. Подрубрика по событию дня Например, в Хэллоуин мы писали о Хэллоуине, а после выхода лонгрида о рэперах — про аморальных панках. 19 6. #dark_jazz В подрубрике рассказывалось о дарк джазе. Выходила она тремя постами. 20 7. #пляски_смерти Рубрика была интересной, но после Нового года мы и наши подписчики целый месяц не могли прийти в себя. В этот период была самые низкие показатели по статистике. Мы сами не экспериментировали с форматами и темами. То есть январь-февраль в OPINEON были периодом «застоя». 21 8. Китайская поэзия Это самая проработанная наша подрубрика. В ней есть текст о герое / авторе стихотворения, текст стихотворения на китайском, наш перевод на русский (потому что в интернете переводов стихотворений нет, это уникальный контент(!)), запись стихотворения и транскрипция в первом комментарии. 22 23 24 Какиематериалы были наиболеепопулярны в рубрикеночного контента? Какиежанры используются в создании ночногоконтента? Какиеизжанров наиболеепопулярны в ночномконтенте? 25 26 27 28 29 30 31 Результаты и их анализ 1. Время Часто больше всего просмотров было у последнего поста, выходящего в 5:55. С одной стороны, это странно, потому что пост, выпущенный в 3:33 или в 4:44 висит дольше и теоретически на нем и должно быть больше просмотров. Но практически, очевидно, что люди, просыпаясь, листают ленту новостей не очень далеко, и поэтому видят только последний пост, выставленный в 5:55, от #dark_opineon. При этом просмотры у материалов появляются в любое время, как и комментарии. 2. Темы 32 Кровавые темы вовсе не всегда вызывают ответную реакцию у аудитории, как вообще можно предположить, если судить по количеству подписчиков в пабликах примерно такой же тематики. Например, пост в Хэллоуин прошел почти незамеченным: на нем не было комментариев и репостов. Зато на посты про эрогуро, выпущенные ближе к сессии, отреагировали совершенно иначе. Я уверена, что на реакцию повлияла сессия. Студенты хотели крови. Кстати, аудитория позитивно приняла литературный дарк: это были посленовогодние публикации с отрывками из произведений в направлении натурализм (47,06%, 8 человек). Сейчас идет рубрика о китайской поэзии. Она пользуется популярностью. Из шести постов у трех есть репосты, у каждого поста есть лайки от людей не из редакции (и даже есть лайк от Всеволода Пули — не знаю, что он хотел этим лайком выразить). Из рубрики #psycho лучшим материалом был пост про Хемингуэя (50%, 5 человек). Возможно, это связано с тем, что мы привязали его письма с темой самоубийств. Из рубрики #венерология лучшим был материал про ВИЧ (64,29%, 9 человек). Это было первое видео в #dark_opineon и вообще в OPINEON. На его создание ушло две недели, и оно действительно было хорошо смонтировано, и у него был хороший текст, видеоряд. Я думаю, что на его популярность повлияла и известность болезни. 3. Форматы Больше всего просмотров у видео. Но нужно учитывать, что: а) видео воспроизводится автоматически, б) видео зациклено. 33 Таким образом, сказать, что видео — лучший формат нельзя. Хотя результаты опроса «Как вам формат видео?» показывают, что 84,21% (16 человек) выбирают видео. Но, например, в опросе о формате картинок с текстом участвовало гораздо больше человек (32 против 19), и за такой формат было 96,88% (31 человек из 32). А в опросе про тестовый формат участвовало 38 человек, еще больше, но за тесты были 86,84% (33 человека). У всех видео и картинок есть один общий недостаток — это медленная загрузка, на мой взгляд. Но у наших тестов был еще больший минус: они были сделаны не в приложении Вк, а в Google forms. Конечно, и в приложение Вк нужно переходить по ссылке на тест, но это менее сложно, чем в Google forms, потому что там еще должен быть создан аккаунт в Google. Зато в Google легче увидеть правильные ответы на тест, — в приложении Вк приходится прикреплять к группе бота, чтобы он посылал верные ответы. 34 Заключение Какоебудущееуночногоконтента? Портрет типичногочитателя Материалы сейчас доступны по всему миру, а люди живут в разных часовых поясах. Таким образом, ночные публикации теоретически могут приглянуться аудитории, живущей не в том же поясе, что редакция. Хотя, конечно, не каждаясоцсеть или сайт могут иметь такую аудиторию. Но кроме этого есть некоторое количество людей, работающих по ночам или ещепо каким-либо причинам не спящих ночью. Мне кажется, это, в первую очередь, все же уставшие после рабочего дня люди. А это значит, что они не будут спешить, они могут дождаться загрузки видео, переходапо ссылкеи тд . . 35
Отзывы:
input Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв