Ценности и нравственные представления российской молодежи

Международная научно-практическая конференция «Ценности и интересы современного общества». Общество, право, человек. Часть 2 // Московский государственный университет экономики, статистики и информатики – М., 2014. – с. 155-159

Общественные науки в целом Социология Культура. Культурология

Тип публикации: Статьи

Язык: Русский

Дополнительная информация:
ID: 61893e5b51c3c700017e42af
UUID: 35848170-22d4-013a-bded-0242ac180004
Опубликовано: 08.11.2021 15:12
Просмотры: 689

Current View

формированию фундаментальных условий патриотического воспитания. Список литературы: 1. Ананьев, Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психологические трудности высшей школы. - Л., 1974. - Выпуск 2. - С. 46-52. 2. Назаров, И.В. П.Я. Чаадаев о патриотизме//Участие вуза в реализации приоритетных национальных проектов России: Матер, науч.-метод. конф. с междунар. участием / Урал. гос. лесотехн. ун-т. Екатеринбург, 2007. – С.265-268. 3. Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетий // Мое Отечество. 2000. No 1. С. 12 ЦЕННОСТИ И НРАВСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ Любивый Евгений Анатольевич Студент I курса ФГБОУ ВПО «ПГЛУ» +79887014901 egenylove@gmail.com Одной из главных проблем, волнующих современное российское общество, является вопрос о путях развития нашего Отечества, о будущем страны. Главное место здесь отводится молодому поколению, людям, которые будут формировать и уже формируют ценности и гуманитарные интересы общества. Часто приходится слышать и читать, что современное подрастающее поколение россиян не готово стать полноценным обществом со своими устоявшимися представлениями о жизни. Иные говорят, что люди, родившиеся во второй половине 80-х и в 90-х годах являются «потерянным поколением», которое ничего из себя не представляет ни в культурном, ни в моральном, ни в интеллектуальном отношениях. Данному тезису посвящена нижеизложенная работа. 155 Образование должно воспитывать в человеке чувства гражданственности, патриотизма, ответственности перед другими людьми. Просто знания, не обогащенные моральным воспитанием, в лучшем случае – пропадут бесследно, в худшем – породят нигилистов, фашистов, фанатиков. Поэтому, изучая гуманитарные интересы современной российской молодежи, следует, в первую очередь, обратить внимание на отношение молодых людей к истории своего Отечества, к его героям, памятным событиям. В социологическом опросе, проведенном Д. А. Шпилевым, И. Н. Сафиной, Н. Б. Шитовой (www.hse.ru), среди юношей и девушек в возрасте от 17 до 25 лет, мы видим, что молодое поколение помнит имена деятелей советской эпохи, и не только руководителей страны, таких, как Сталин и Андропов, но и крупных военачальников (Тухачевский, Рокоссовский), общественных деятелей, писателей, ученых (Солженицын, Сахаров). Главным событием того времени следует считать Великую Отечественную войну. Согласно данным, опубликованным профессором И. М. Ильинским (www.mosgu.ru), 96% российских студентов считают, что подвигами героев Великой Отечественной войны можно гордиться и сегодня. Это важные цифры, позволяющие сказать, что не одно поколение существует народная память; отрадно, что люди, которые составят интеллектуальную элиту общества, понимают, что дело защиты Родины стоит превыше всего, вне зависимости от политического устройства общества, наличия тоталитарной власти и прочих особенностей первых тридцати лет советского владычества. Упоминая о Великой Отечественной войне, нельзя умолчать о конкретном отношении современных молодых людей к старикам. Одно дело изъявлять свое мнение об абстрактных исторических вехах, совсем другое – личное отношение к ветеранам войны, детям войны. Профессор В. Д. Альперович провел интересное исследование среди разных групп студентов (www.scienceforum.ru), в результате чего выяснил, что 20% молодых людей могут назвать пожилых своими друзьями. Цифра, на первый взгляд, незначительная, но необходимо учитывать, что дружба – это не просто положительное отношение к человеку; это взаимная симпатия, духовное родство. Дружба – процесс встречный, и автор отмечает, что один факт подобного общения 156 говорит о редком взаимопонимании и взаимосимпатии молодежи и стариков, которое не часто увидишь даже среди людей одного возраста и социального статуса. Примечательно, что в том же исследовании 70% респондентов выразили уверенность, что пожилые люди должны проживать свою старость в семье, в кругу родных и близких. Это и есть настоящее внимание к пожилому поколению, желание участвовать в их судьбе, заботиться о них. Идея патриотизма и защиты Отчизны напрямую связана с армией. Сегодня и юноши, и девушки в одинаковых частях (62% и 61% соответственно) считают, что армия в России нужна и нужна для защиты от внешних угроз (gendocs.ru). Здесь следует привести выдержки из статьи сотрудника ВЦИОМа О. А. Зайцевой о значении патриотизма в России (ecsocman.hse.ru). Из них явствует, что 30% молодых людей готовы повторить подвиги героев Великой Отечественной войны, а 20% абсолютно уверены в том, что смогли бы это сделать. В рамках этого же исследования 88% опрошенных выразили уверенность, что Россия – достойная страна для создания семьи и рождения детей, из чего можно сделать вывод, что молодое российское поколение воспитано в духе патриотизма и уважения к стране, в которой родились и выросли. Обратимся к другим ценностям российской молодежи. Согласно информации с сайта nsportal.ru, для молодежи вера в божественное является неотъемлемой частью жизни. Так, «свыше 70% опрошенных признают факт существования Бога». Это большая цифра, если вспомнить, что принято считать, что многим молодым людям, ввиду легкого отношения к жизни, свойственна начальная форма атеизма, выраженная в отрицании самой возможности размышления над бытием мира. Это связано с нежелание думать о смерти, и можно сказать, что приведенная цитата положительно характеризует поколение XXI века: люди верят не потому, что боятся умереть, а потому что вера отражает их жизненные позиции. В этом же исследовании приводится, на наш взгляд, то главное, что дает и чему учит религия: 61% респондентов отметили, что «вера в Бога дает мне надежду, силу, моральную и духовную поддержку, помощь, внутреннее спокойствие, любовь, душевное благополучие». Перечислены положительные свойства, которые характеризуют поколение, наполнен157 ное главнейшими, и, что называется, высшими человеческими чувствами. Человек, принадлежащий этому поколению, действительно будет человеком в полном и наилучшем смысле этого слова. На портале www.nauchforum.ru приведены результаты любопытного опроса по проблемам семейных ценностей. Выяснилось, что в семье, по мнению молодых опрошенных, главное – это любовь (86%) и дети (100%(!)). Среди мотивов, толкающих к созданию семьи, выделяются стремление иметь детей (100%(!)), любовь (92%) и желание иметь постоянного сексуального партнера (86%). Это ли не самые оптимистичные слова в нашей статье?! Семья как противодействие блуду, как антитеза беспризорности, семья как лекарство от людской озлобленности, как нектар великой любви – вот что для современной российской молодежи есть нравственная ценность и гуманитарный интерес! Здоровой семьи не бывает без здоровых родителей. Не бывает молодого человека, не имеющего аккаунта в социальных сетях. Среди молодых посетителей социальных сетей провели тестирование по вопросу о роли спорта в их понимании (sibac.info). Существует стереотип, по которому считается, что постоянный содержатель учетной записи в сети, – это юноша (девушка) чрезмерно чахлый либо чрезвычайно упитанный. Для него нет мира за пределами жидкокристаллического монитора. Опрос показал обратное: 79% ответивших занимаются спортом несколько месяцев. Даже если учесть показатель, по которому больше года спортом занимается 6% молодых респондентов, обнадеживает то обстоятельство, что модным спорт считают 100% опрошенных. Мода – вторая религия, сделать что-то модным – значит, как минимум, обеспечить регулярный интерес, а со временем, возможно, приобщить к данной тенденции. Будем верить в это. Для объективности надо признать, что имеются у российской молодежи и существенные недостатки. Главным, и, вероятно, наиболее закоренелым из них надо считать низкий интерес к познанию, точнее говоря, – к чтению, этой основе любой информации. Не бывает цивилизованного человека без стремления узнать новое, повысить уровень своего интеллекта, включиться в культуру. В фундаментальной работе Самохиной М. М., посвя158 щенной вопросам популярности чтения среди молодых людей (www.library.ru), подведен итог, по которому от 42 до 51% респондентов на вопросы о чтении книг, журналов и газет ответили «никогда или очень редко». Из оставшихся книги «читают регулярно» – 16%, а журналы и газеты – по 12%. Остается только удивляться, как столь печальная статистика сочетается в молодом поколении с теми неоспоримыми благородными качествами, рассмотренными в первой части статьи. Составляя вывод, отметим, что молодая часть населения общества во все времена и во всех странах являлась наиболее активной, и, вместе с тем, наиболее нестабильной группой социума. Частые и бурные смены ее настроения приводили к глубоким изменениям в государственном устройстве и ходе исторического процесса. Чтобы создать по-настоящему здоровую нацию, следует, в первую очередь, знать и понимать, какие потребности, какие ценности важны для общества. Здесь ведущее положение отводится молодежи, людям, определяющим направление развития народа в будущее. Поэтому уже сейчас необходимо внимательно отнестись к тем настроениям, к тем представлениям, которые властвуют в умах российской молодежи. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ Манухина С.Ю., к.псх.н., доцент, зав.каф.Организационной психологии, alday@inbox.ru, 8.910.427.44.42 Манухина Н.М., к.псх.н., доцент каф. Организационной психологии nata@manuhina-nm.ru, 8.903.106.84.04 Ценность непрерывного образования, прежде всего, заключается в поддержании интеллектуальной, познавательной и социально-профессиональной активности человека на протяжении 159

- у работы пока нет рецензий -